?

Log in

No account? Create an account
ХАМАР-ДАБАН. ПИК ЧЕРСКОГО. 18 ИЮЛЯ - ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО [entries|archive|friends|userinfo]
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО

[ website | Савватеев ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

ХАМАР-ДАБАН. ПИК ЧЕРСКОГО. 18 ИЮЛЯ [Jul. 19th, 2014|11:03 am]
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО
Вчера я совершил "перезагрузочный поход" на пределе возможностей.
Хочу вам ниже о нём поведать! Для ленивых сразу приведу статистику
похода: 45 километров в основном горных троп, общий набор более
2000 метров, посещение пика Черского и озера "Сердце". Старт 8:45,
Черский 13:05, отъезд из Слюдянки вечерней электричкой 19:14.

Между прочим, интригуя читателей, хочу дать вам загадку. Какие ещё
существуют в России города с большим населением (от полмиллиона
и выше), где можно утром встать дома, днём быть на солидной высоте
(типа 1500 - 2000), и вечером снова дома лечь спать? Моя разгадка см.
после рассказа, в самом конце. Ваши версии?

ПРОЛОГ

Моя жизнь организована примерно так же, как Канторово множество
(не самое стандартное, а его вариация с положительной мерой - когда
вырезаются вместо отрезков длин $1/3^k$ по той же схеме, например,
отрезки длин $1/4^k$): моменты отдыха не сконцентрированы нигде, а
размазаны по жизненному пути, переплетаясь с периодами работы.

Возможно, даже правильнее сказать, что, наоборот, работа прячется
внутри отрезков отдыха. В любом случае, "не как у всех нормальных
людей", которые берут отпуск и идут в поход. Всё иначе и запутаннее.

И чтобы совершить вылазку, (почти) эквивалентную по воздействию
на мозг, душу и тело нормальному, длительному походу, приходится
весь такой поход укладывать в один день, пользуясь колоссальным
преимуществом маленького рюкзачка и "городского запаса" жира.

ПИК ЧЕРСКОГО ЗА ОДИН ДЕНЬ?

Кроме того, меня всю жизнь интересовали разные "пограничные"
однодневные походные планы: можно ли пройти 100 километров
за один день? Можно ли взять за день пять перевалов в Хибинах?
Можно ли за день сплавиться сразу по двум (трём,...) речкам?

Один из вопросов, на который был вчера получен исчерпывающий
ответ, это вопрос о том, можно ли за один день зайти на Черского
(и спуститься назад в Слюдянку, то есть ночевать только дома).

Географическая справка: пик Черского расположен на Хамар-Дабане
и является, несомненно, ключевой его вершиной - не самой высокой,
возможно и не самой красивой, но зато наиболее доступной и потому
страшно популярной. От станции Слюдянка до него 25 километров
по современным приборам (прежде точного измерения мне говорили
о 30-40 километрах, но безжалостный прибор, увы, намерил меньше).

Тропа, идущая к нему, "слоновая" (ибо почти до самого конца она ещё
и совпадает с тропой на перевал "Чёртовы ворота", и потом к Утулику,
также одной из главных сплавных рек горной системы Хамар-Дабан).

ПЛАН ПОХОДА

К сожалению, общественный транспорт вне Москвы-Питера ходит редко
(я имею в виду пригородные поезда), и в Слюдянку каждое утро отходит
ровно одна электричка (в выходные добавляется ещё одна). Приходит же
она в конечный пункт поздно, уже в середине дня. Для достижения цели
поэтому надо изобретать иные пути. Я позвонил другу с машиной, но он
был в пятницу занят. Ещё один друг вообще где-то, видать, по горам уже
шастает давно (вот счастливый!!). И я решил совершить финт ушами.

А именно, я взял билет на дальний поезд ! Новокузнецк - Владивосток,
отходит от Иркутска в 00:59 Московского времени (= 6 утра наших), как
раз в разумное время (8:23) прибывая в Слюдянку. Заказал такси на 5:30,
встал в 5:20, переместился в вагон - и уже в 5:40 лежал себе на нижней
полке полностью свободного плацкартного отсека, досыпая остаток ночи.

Там же позавтракал спустя два часа, любуясь лучшим видом, который
где-либо в мире открывается из окна поезда (спуск поезда серпантином
к великому Озеру Байкал). В 8:23 шёл по перрону. Тут же добровольно
сдался в плен к таксисту, который за 250 рублей довёз меня до начала
тропы - три километра по городу, и ещё полтора по жутким ухабам.

СТАРТ И ПОДЪЁМ

Тропу эту я знаю практически наизусть. Лет 7 назад добровольцы навели
около 15-ти мостов в одиннадцати (!) полноценных переправах через речку
Слюдянка (иногда мосты наводились через протоки и притоки, поэтому
мостов больше, чем переправ). Плотность примерно "мост на километр".

По крайней мере, седьмой мост находится через 7 километров после
стартовой точки ("плиты", которой больше нет, и от которой 20.5 км
до пика Черского по GPS. Говоря о GPS, я всегда имею в виду чужие
приборы, ибо отчаялся научиться пользоваться им сам).

Вышел в 8:45, и в 9:52 был на "приюте" (это как раз вышеупомянутый
седьмой километр). Запомнились трудные перепрыгивания через лужи
- весь вечер и часть ночи лил дождь, лужи достигли жутких размеров).
В одном месте стоял чей-то лагерь, и сонная, огромная чёрная собака
облаяла меня, охраняя свои владения. Она ещё раз появится в конце
моего повествования, иначе бы я о ней тут не говорил :-))).

Дальше потеплело, руки перестали мёрзнуть (у любого нормального
человека они бы и так не мёрзли, при +15 цельсия!). Я бодро "бежал"
(на самом деле просто быстро шёл) по тропе вверх, обгоняя группу
за группой (потом ещё раз их всех встречал на спуске). Встретил
некоторых людей со знакомыми лицами. На метеостанции я был в
11:45, ровно через три часа после старта от "плиты". Как на лыжах!

Серпантин одолел за полчаса. А вот потом пришлось сбавить темп
- видимо, старость не радость, сильно выдохся на подъёмах. Высота
в том месте, кажется, 1800, на старте 500-550, а на Черском - 2090.

Сбавив темп, "пополз" дальше наверх, в точку тройного стыка (где
направо идёт тропа к Чекановскому, а налево - на Черский). Группу,
с которой поровнялся на подъёме, обгонял уже долго, медленно. На
Черском был в 13:05, то есть спустя 4 часа 20 минут после старта.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АНАЛИТИКА

Есть такой вид любительского спорта - skyrunning, восхождение на
скорость на вершины порядка 1-2 километров перепада высот. На
Черском проводится один из этапов этого соревнования. Говорят,
чемпионы забегают на него за 2 часа! От плиты! 20.5 километров
по тропе с суммарным набором 1650 метров за два часа !!!!!

Здесь надо следать некоторое "отрезвляющее" отступление. Не раз
уже я был свидетелем дилетантских разглагольствований в таком
роде, что "раз чемпионы бегают за 2 часа, то нам можно положить
на восхождение 3-4 часа". Такие рассуждения приводят к сбитым
графикам в лучшем случае, а в худшем - к поломанным ногам, когда
горе-туристы, нервничая, торопятся, не понимая, что не так с их
прикидками. Давайте я сейчас раз и навсегда поясню, что не так.

Друзья мои! В математических кругах, вряд ли кто-то будет спорить,
немногие могут со мной посоревноваться в тренированности (другое
дело - среди профессиональных бегунов и т.д.). Говорю без лишней
скромности, ибо для пользы дела. А именно, результат моего участия
в любом марафонском забеге типа на гору, или же просто по равнине
можно получить, удвоив результат лидера ("чемпиона мира").

Это - очень простое правило, которым я давно и успешно пользуюсь.

В частности, вчера я прогнозировал примерно такое время (допустим,
в прогнозах было 5 часов - на всякий случай, плюс на мне всё-таки
рюкзак, а у скай-раннеров ничего нет; я преувеличил его значение).

Сказанное означает, что обычный турист поднимется на пик Черского
за 6-10 часов. Вариации тут велики, зависят от размера рюкзака, даже
от индивидуальных характеристик и т.д. и т.п. Но не меньше 6-ти часов
- всё, что меньше, уже называется сильным любительским уровнем.

Если же на пик Черского пойдёт человек, доселе не ходивший в горы,
то тут разброс ещё больше: надо класть от 10 до 20 часов и больше, в
зависимости от природных данных и силы воли конкретного индивида.

Профессиональный же уровень - в районе трёх часов. Как всегда -
я попал в зазор между профессионалами и любителями :-))). Также,
простите за наглость, и в науке - если сравнивать математическую
подготовку, то я сильнее (почти) всех "полуматематиков", которые
занимаются чем-то не очень интересным и скорее "по инерции", и
одновременно я слабее всех настоящих работающих математиков.

ОЗЕРО "СЕРДЦЕ"

После посещения пика Черского я начал спуск к озеру (иногда мне
жаль, что у меня нет фотоаппарата - но наберите в поиске "озеро
Сердце" Хамар-Дабан, чтобы оценить, что это такое!!!!). Казалось
мне, мы с Мариной четыре года назад к нему спускались. Так-то
оно так, только, видимо, спускались где-то ещё. И в турботах....

Короче, после приветствия дотаивающему снежнику под вершиной
и нащупывания траектории спуска, я попал в жуткий мокрый кулуар,
мои кроссовки скользнули, и я удержался с очень большим трудом,
отделавшись небольшим, однако сильно кровоточащим разрезом
кожи на левой руке.

Когда я добрался до озера, там сидел парень, опешивший от моей
залитой кровью руки, и тут же угостивщий меня перекисью водорода
и хорошим куском пластыря. (Я, мудак, всё это забыл взять из дому.)

Этот парень был из той группы, которую я обгонял уже долго, наверху.
Мы с ним пообедали (точнее, я угостил его чайком, а он ждал своих).
Он спросил, где я живу. Не вдаваясь в подробности, я ответил ему:
"В Иркутске". Однако русского человека не проведёшь:

- Не, ты не похож на иркутянина.

Ну ладно, рассказал ему всё о себе. Ума не приложу, каким образом?
Почему все местные во мне сразу узнают "пришельца"? Удивительно
надёжное знание, не передаваемое формальными признаками.

Заклеивая рану, я думал о том, что теперь можно наёбывать народ
- мол, на меня с ножом в руке напал страшный либеральный гопник,
и я, защищаясь, порезался о его нож :-))). Жаль, что врать не умею!

Кстати, склероз прогрессирует. Достав на обеде газовую горелку, я
понял, что не взял с собой баллон. Пришлось ограничиться термосом,
который очень предусмотрительно посоветовала взять жена :-)).

ПОСЛЕДНИЙ ПОДЪЁМ

Озеро "Сердце" находится на высоте 1700 метров. Для такой высоты
в нём на редкость тёплая вода (или это просто последствие недельной
дикой жары). Выкупавшись и пообедав, я двинул назад. Но не совсем
назад: я решил замкнуть круг через хребет, соединяющий Черского
с Чекановским (длинный извилистый хребет, мы по нему с Серёгой
Дзюбой прошли 8 сентября 2012 года при -7 и сильнейшей метели!).

И вот эти последние 350 метров подъёма были очень трудны. Тут же
в памяти пронёсся Тянь-Шань 2003 года, когда мы вдвоём с Витькой
Пржиялковским совершили эпическую радиалку в поисках высоты
4000 над уровнем моря. Тогда мы, по прикидкам, покорили 3000
вертикальных метров за день, но было мало горизонтальных.

Поднимаясь на последний горбик, я живо вспомнил, как мы с Витьком
в конце дня обходили даже 10-метровые холмики, лишь бы вверх не
лезть; то же самое было вчера по пути назад, ведь на тропе всё же
имеется несколько локальных подъёмчиков, хотя почти всюду спуск.

ВНИЗ

Вниз было легко. Ноги сами переступали (правда, привыкший к
турботам, я не очень комфортно и уютно чувствовал себя в беговых
кроссовках; найти бы промежуточный вариант! Димка Шварц, если
ты вдруг это читаешь, подскажешь что-нибудь для Хамар-Дабана?).

Около приюта я увидел утреннюю собаку, но ещё раньше меня
встретил оклик её хозяина - "Лёха!!". Оказывается, Миша Просекин
водил свою группу, они вышли вечером в четверг, но попали под душ
и решили хорошенько выспаться и просушиться. Именно их владения
охраняла собака, облаявшая меня утром !

На приюте ещё позабавила группа из трёх жутко загорелых девушек.
Они меня спросили, далеко ли до Черского. Я ответил, что они прошли
7 простых километров, и остались 14 трудных. Это их вогнало в оторопь
(они думали, что уже недалеко). Потом я подумал, что прошли они всё
же не 7, а 11-12, если шли от самой станции пешком, но не суть...

Телефон, отчаявшийся найти вышку, разрядился от натуги. Это для
меня означало некоторый стрём: я не мог вызвать такси. То есть мне
надо было идти так, чтобы 4.5 километра от плиты до электрички
тоже успеть одолеть до 19:14.

То был вызов. Из последних сил, совершенно иссушенный (несмотря
на выпитые 5 литров жидкости за день!), напрягая все свои мышцы,
я пытался полубежать в направлении станции. Тут же вспомнились
наши победные бегущие города в составе команды "Лягуха!!!!!!!",
времён 2008 года. Встретилась бурятская мама и дитё, которых
я спросил, добегу ли до станции за 25 минут. "Нет, наверное не
добежите... Хотя, смотря как бежать!". Пришлось прибавить.

КВАС

За 5 минут как до станции, так и до электрички я увидел бочонок
с квасом. Мысль заработала на бегу: "что лучше, опоздать на поезд,
или не выпить квас? Лучше опоздать!!!" Мысль сработала быстро -
ещё подбегая к тётеньке, я заказал поллитра. Она налила, и полезла
за сдачей. Секунды не прошло, как она обернулась.... пустая кружка
уже летела в помойное ведро.

Это была немая сцена. Думаю, что ни до, ни после, нигде на свете
ни один человек не поглощал поллитра жидкости быстрее. То есть
я предполагаю, что побил абсолютный рекорд Гиннеса. Впрочем, и
хуй с ним. Главное, что квас вдохнул в меня жизнь и, рыгая на всю
округу, я понёсся к электричке быстрее ветра ! Сел в неё за две
минуты до отправления. Это была полная победа.

ЭЛЕКТРИЧКА

Здесь много спорят о русском народе; однако те, кто пережёвывают
свои сопли в московских квартирах, соотносятся с теми, кто реально
часто ездит в электропоездах и плацкартных вагонах, примерно как
учёные с кабинета истории математики соотносятся с работающими
математиками. Не видя содержания понятия "русский", кабинетные
горе-аналитики выстраивают в голове пустые, бессмысленные миры.

К чему я это? К тому, что есть такая неуловимая атмосфера мирного
сосуществования всего и вся, которая в электричках наблюдается.

Впереди двое пьяных едут в Шелехов и распевают песни. Один из
них оборачивается и спрашивает, нет ли у кого семечек. Бабушка
древних лет подходит ко мне, и подкладывает мне салфеточку
под голову - "чтобы не спал на голой лавке, это негигиенично".

Напротив некий бизнесмен улаживает по телефону доставку
каких-то труб. Пенсионеры, тоже ходившие в горы, отдыхают
как и я, лёжа на лавочках. Милиция ходит и следит, чтобы не
было никакого насилия. "В деревне Бог живёт не по углам..."

На Академической я выхожу и иду на нетвёрдых ногах домой.
Приятно ощущать этот вид нетвёрдости - причиной которому
45 пройденных километров и 2000 вертикальных метров. Всё!

ОТВЕТ НА ЗАГАДКУ

Единственный русский город, который приходит мне на ум, это
вновь приобретённый нами Симферополь !!!!!!!! Другие варианты?
linkReply

Comments:
[User Picture]From: polytheme
2014-07-19 04:39 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2014-07-19 06:51 am (UTC)
Это что, о чём и к чему? Оффтопик? В чём смысл фотки?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: edd_l
2014-07-19 10:06 am (UTC)
Видимо, это об этом http://avva.livejournal.com/2787234.html, что для некоторых заключать мир уже поздно
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2014-07-19 10:30 am (UTC)
Заголовки поражают. Теперь понятно, у кого учатся вранью
как украинские, так и русские СМИ. По сравнению с западом
мы все ангелы просто. Ни расследования, ни суда, ничего ещё
не было, а эти подонки уже вовсю обвиняют... даже не Стрелкова -
Путина! И мне после этого будут объяснять, что это мы - агрессоры?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: edd_l
2014-07-19 04:43 pm (UTC)
Можно, конечно, ждать анализа обломков и черных ящиков (с ними явно все будет специально очень затянуто), хотя к ответу на вопрос кто запустил ракету они, судя по всему, мало что добавят. Но вообще-то информации уже больше чем достаточно. Вот здесь http://savvateev.livejournal.com/170893.html?thread=6764173#t6764173 ты не ответил.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2014-07-19 11:34 pm (UTC)
Но там другие ответили, причём те, кто разбирался.

Эдик, положа руку на сердце - ты веришь, что это сбили ополченцы?
То, что ты пишешь в том комментарии, и последующее обсуждение,
включая индонезийского студента, намекает скорее на чудовищную
и продуманную ложь со стороны Украины. Как и в 2001, тут ты прав.

Я, собственно, даже не о том. Его могли сбить ополченцы. Его могли
сбить украинцы. Но какое право имеют западные газеты рядом со
сбитым самолётом помещать имя Путина? Всех, всех под суд за клевету.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: igor_abramov
2014-07-19 05:36 am (UTC)
Сочи ?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2014-07-19 06:50 am (UTC)
Да, Сочи тоже годится ! На самом деле, там на Кавказе
куча всяких Нальчиков и прочих - они все подходят!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gaz_v_pol
2014-07-19 09:13 am (UTC)
Из Хабаровска быстрый теплоход до Китая идёт 50 минут. В брошюре про китайский пограничный округ видел фотографии гор, но не знаю, сколько времени нужно, чтобы до них добраться.

Теоретически есть и в Хабаровском крае горы Сихотэ-Алинь, но до них были крайне плохие дороги, фактически ни от Владивостока, ни от Хабаровска доехать на легковой было нельзя (20 лет назад). Зато можно было доехать за бутылку на товарном поезде до станции Варфоломеевка. Что там сегодня? Не знаю. Горы, надеюсь, стоят.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2014-07-19 09:41 am (UTC)
Не, ДВ не в счёт, это всё-таки не "за день
сбегать". Сочи да, и Нальчик да.
Петропавловск-Камчатский?
Может быть. Не помню, сколько там живёт!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gaz_v_pol
2014-07-19 07:43 pm (UTC)
Весь Камчатский край в сумме даже в 1989 не дотягивал до полумиллиона, а сейчас много меньше, увы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2014-07-20 12:25 am (UTC)
Понятно, значит тоже вычёркиваем. Ты прав - увы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: akhrabrov
2014-07-19 03:35 pm (UTC)
Сихотэ-Алинь низкий, там самые высокие вершины чуть больше километра и от Владивостока доехать до них быстро не получается (но кажется от Находки нынче несложно). Я два года назад отказался от идеи так слазать там на гору за день.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gaz_v_pol
2014-07-19 07:40 pm (UTC)
Если верить Википедии, в Сихотэ-Алинь две горы выше 2000 метров над уровнем моря (Тордоки-Яни и Ко) и ещё ряд вершин не сильно ниже (ссылка).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2014-07-20 12:24 am (UTC)
Да, но, кажется, это весьма далеко от городов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: akhrabrov
2014-07-21 01:52 pm (UTC)
Да, я попутал. Это около Владивостока они низкие. Народ там на 1,2км лазает, выше там нет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: akhrabrov
2014-07-19 03:52 pm (UTC)
Из Читы можно.

А снега вокруг Черского еще много лежит? Я неделю назад лазал около Порожистого (но поздно стартовал и до макушки не долез) и там еще практически в каждой ложбине лежал снег.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2014-07-20 12:16 am (UTC)
Из Читы, до снегов? А где там???

Снег около самой вершины (с тыльной стороны)
чуть-чуть, через пару дней не будет. У озера
внизу три малюсеньких снежничка. Всё !

Но та сторона более снежная, как я понимаю -
мы год назад на Нефтехимиков ходили в конце
июня, так снег начался на 1300 и стал потом
чуть ли не тотальным.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: akhrabrov
2014-07-21 01:41 pm (UTC)
Из Читы, до снегов? А где там???

Снегов там нет. Но забраться на 1,5км запросто. На 1,3км можно подняться, добравшись до нужного края города на городском автобусе. На Яблоновом хребте вершины по 1,5км идут друг за дружкой, а вдоль него проходит Транссиб, поэтому доехать должно быть не проблема, но я не знаю на какие из них лазают. Горы за 2км около Читы тоже есть, но до них наверное не доехать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2014-08-04 03:12 pm (UTC)
ясно. Надо наметить себе на "пенсию"
туда сгонять :-)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: akhrabrov
2014-07-21 01:54 pm (UTC)
Возможно еще из Новокузнецка можно. Кузнецкий Алатау выше 1,5км, но я там не бывал и совсем не представляю как там с транспортом и доступностью подъема.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: Денис Зуев
2014-07-28 11:50 am (UTC)
разумеется, Красноярск. едешь на гору Аргиджек (1500м., трасса Абакан-Тайшет) рано утром, вечером дома. можно поездом или на машине. я так делал!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2014-08-04 03:13 pm (UTC)
Классно !!!!!!
Как-нибудь и я так сделаю !
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Денис Зуев
2014-07-28 11:56 am (UTC)
я как раз по таким гор(од)ам специализируюсь! только в мировом масштабе:)
ещё есть Южный (Южно-Сахалинск) - рядом пик Чехова и пик Пушкина. летом можно даже за полдня сделать! а вообще в России таких городов (пока) не много!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2014-08-04 03:13 pm (UTC)
О, Южно-Сахалинск это мне на пенсию !!!!!!!!!!!!!!
(Reply) (Parent) (Thread)