?

Log in

No account? Create an account
ПРО ДРУГОЕ: РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ - ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО [entries|archive|friends|userinfo]
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО

[ website | Савватеев ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

ПРО ДРУГОЕ: РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ [Sep. 10th, 2014|06:09 pm]
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО
Потрясная статья:
http://www.polit.ru/article/2014/08/30/education/

Не то, чтобы я полностью был с ней солидарен.. но могу
сказать - больше, чем наполовину, это точно. Невозможно
далеко продвинуться в математике, если уповать на то, что
даже формулу геометрической прогрессии ты будешь каждый
раз выводить заново. Что-то надо помнить, и даже зубрить.

Но ведь палку можно перегнуть и в обратную сторону - как
просто вместо науки требовать заучивать формулы, ничего в
них не понимая. Золотая середина нужна, золотая середина!
linkReply

Comments:
[User Picture]From: pilpilon
2014-09-10 02:39 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2014-09-11 01:43 am (UTC)
Ага!! Правда, по-английски :0))). Но, вроде,
они о том же - что на раннем этапе всё равно
нужно некое фиксированное ядро, на одном
"креативном мышлении" не выползешь.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: polytheme
2014-09-10 05:20 pm (UTC)
про математику не знаю, но в физике, вроде, удаётся - Фейнман всё всегда выводил заново и прямо об этом писал.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2014-09-11 01:43 am (UTC)
Так то Фейнман.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Валентин Широков
2014-09-12 04:10 am (UTC)
> Либеральная школа официально не требует ничего учить наизусть; она требует понимать, как соответствующие формулы или значения могут быть получены, и какие из этого вытекают выводы.
> Аналогичные явления наблюдаются в большинстве стран Западной Европы, а вслед за ними – в России и других станах бывшего СССР, которые внедрили у себя парадигму либеральной школы и развития критического мышления.

У меня сложилось ощущение, что автор статьи в российской школе не самом деле никогда не был, и рассуждает о ней по аналогии или по официальным документам. Потому что тот же ЕГЭ как раз скорее сдвинул школьное образование в сторону зубрёжки. Я это утверждаю как человек, закончивший школу в середине двухтысячных и имеющий отношение к ней сейчас.

Конкретно по поводу прогрессии моё мнение таково, что вывод формулы предполагает понимание того, что такое бесконечный ряд, и корректного выполнения над этим рядом некоторых элементарных операций. Точно так же школьная тригонометрия скорее развивает навыки символьных преобразований и распознавания паттернов в формулах (что очень пригождается при дифференцировании, интегрировании и решении дифуров), а не память при запоминании всего зоопарка формул. Для достижения этих целей действительно достаточно знания базовых принципов — основной тригонометрической формулы, например — но и обязательно огромное количество практики. В итоге, я сейчас одинаково плохо помню и формулу геометрической прогрессии, которую не учил почти принципиально, и формулу тройного угла, которую выучил, когда задолбало каждый раз её выводить, и формулу магнитной индукции, которую выучил без понимания. Навыки вывода конкретных формул тоже притупились, а вот понимание принципов вывода — осталось. Правда, я бы не сказал, что далеко продвинулся в математике, так что мой личный опыт может быть не самым релевантным.

Всё это не отменяет того факта, что тренировка памяти действительно важна и для развития мышления, и для соответствия образования социальным требованиям, однако выбор «зубрить или выводить» лежит совершенно в другой плоскости. Золотая середина не просто нужна, она ещё и очевидна, и выбор заключается в распределении её по школьной программе при составлении этой самой программы. Так что стихи — учить, и много, формулы прогрессий — выводить, и тоже много.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2014-09-12 11:35 pm (UTC)
Интересно. Кстати, у меня лежит программа
для 5-9 классов - некий макет. Мне прислали.
Если на почту запросишь, я тебе скину!
(Reply) (Parent) (Thread)