?

Log in

No account? Create an account
РОБОСТЬ НАДЕЖДЫ - ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО [entries|archive|friends|userinfo]
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО

[ website | Савватеев ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

РОБОСТЬ НАДЕЖДЫ [Apr. 6th, 2009|08:11 am]
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО
Сумбурные мысли и впечатления от визита в реабилитационный
центр Евгения Ройзмана "Город без наркотиков" в Екатеринбурге.



"Среди камней живым комком
Ползу один во тьме.
Хоть всем свечу я светлячком,
Никто не светит мне...."

(Олег Григорьев, питерский поэт 80-х)

"Почему мы не любим друг друга?
- Кали юга, дружок. Кали Юга."

(Илья Чёрт, группа "Пилот")

ПРОЛОГ (точнее, лирическое вступление)

Книга "Дерзость надежды" Барака Обамы облетела весь мир. В ней
рассказывается, наверное, о мечтах молодого (будущего) президента
США изменить его страну и весь мир, сделать всех счастливыми и
процветающими. "Разожмите ваш кулак, и мы протянем вам руку",
универсальные западные ценности и т.д., и т.п...

Но в мире есть такие уголки, куда на белом коне не заедешь. В этих
уголках надежда, если и есть, едва теплится робким светлячком.
Другая жизнь, огромный и невидимый её пласт, который
колышется и живёт, призывая всех обратить на себя внимание.

Но все мы заняты, нам не до того, у нас сегодня брифинг, лекции,
организация конференции, паутина обыденных дел, и нам вечно
некогда. Некогда протянуть руку, помочь людям перейти дорогу,
или даже просто улыбкой. Наш мир бесконечно далёк, он никогда
не соприкоснётся с тем миром, где живут эти люди. Они - вне нашего
внимания, они вне общества, и всё, что с ними происходит - как бы
"не наше". Получается, каждому своё?

На самом деле - нет, не своё. Каждому из нас положено пройти путь,
на котором встретятся все остальные, и всё то, что мы считаем своим,
станет нашим общим. И всё, что вроде как было чужим, может
неожиданно стать твоим личным.

Отмахнёшься ли ты и пройдёшь дальше, или задержишься здесь, в конечном
счёте решать тебе. Но если в тебе есть много душевной силы, значит твой
долг - помочь людям обрести надежду, пусть даже самую робкую.

ФОНД "ГОРОД БЕЗ НАРКОТИКОВ"

Этот фонд организовал бывший депутат Госдумы Евгений Ройзман, житель
города Екатеринбург. О фонде много и противоречиво писали в газетах,
ЖЖ, обсуждали "правомерность деятельности" Ройзмана, эффективность
его методов, давали множество различных оценок. Большинству людей,
участвовавших в этих дискуссиях даже в голову не могло прийти, что для
того, чтобы давать чему-либо оценку, надо познакомиться с этим чем-то
лично, воочию понаблюдать происходящее.

У меня есть друг, Сережа Маркелов gaz_v_pol. Услышав про
фонд, он решил съездить туда сам. Вышел в конце концов на Ройзмана,
и побывал там несколько дней с визитом (около двух месяцев назад это
было). После чего приехал ко мне и долго рассказывал о том, как он там
жил, про лекции, которые он прочёл в двух реабилитационных центрах -
для взрослых и для детей ссылка.

Я уже тогда решил, что тоже поеду к Ройзману и постараюсь поддержать
в его подшефных зарождённую Серёжей искорку интереса к математике.
Серёжа созвонился с Евгением и его заместителем Игорем, и вот 28 марта,
проездом из Иркутска в Самару, я оказался в Екатеринбурге, готовый к
выполнению непростого задания.

Игорь на машине забрал меня у дома моих родственников, где я часто
останавливаюсь, когда бываю проездом в городе - на Свердлова, 11,
в 10 минутах пешком от вокзала. Мы поехали в направлении города
Берёзовского, за озеро Шарташ, сначала в центр реабилитации
взрослых наркоманов.

У ворот дежурил охранник, он открыл нам дверь, и мы въехали во двор.
Солнце, привезённое мною с Байкала, бешено сияло, и это было кстати -
я волновался сильнее, чем когда-либо до этого в жизни. Дверь Центра
была также на замке, мы позвонили и нам открыл ещё один охранник.
На окнах везде были решётки, но внутри достаточно свежо - видимо,
система проветривания очень хорошо продумана. "Тюрьмой" это заведение,
на мой вкус, никак назвать нельзя - то есть, условия жизни те же, что и в
наших поездках со школьниками по городам.

Меня провели в дальнюю комнату, и огласили, чтобы все собрались там.
В комнате собрались люди, в глазах которых я сразу увидел, что мы с ними
одной крови. Только они ещё более беззащитны, и если на мою душу
постоянно посягает чёртик алкоголя, то их души пережили нападение
армии совершенно иного калибра. Это я всё сразу понял, но не знал,
как им объяснить, как стать им родным человеком (ведь по сути, ради
этого я сюда и приехал - математика лишь один из самых эффективных
способов установления душевного контакта).

Подавляя душевное волнение, я стал рассказывать "математическую
теорию бракосочетания" - нашумевшую модель Гейла-Шепли. "Ага, у меня
как раз 7-го числа повестка в суд на развод", последовал комментарий
из зала. Вокруг нервно засмеялись, и я тоже вслед за всеми. Но дело
продвигается, и вот уже несколько активных слушателей задают
буквально те же, более чем уместные, вопросы, которые обычно
слышишь от студентов и участников различных научных семинаров,
где мне приходилось рассказывать эту модель.

Потом разговор естественным образом переходит на то, женат ли я, и
использовал ли при женитьбе эти математические выкладки. Я рассказываю
свою жизненную историю, а потом как-то естественно выхожу на ещё одну
задачу, дуэль трёх лиц с киданием жребия. Те же несколько активных
участников быстро её раскусывают и смекают, что слабому надо стрелять
в воздух. Народ активно обсуждает, но тут приходит время обеда, и мы
прощаемся. Подобрать ключ к этой аудитории оказалось проще, чем к
диссертационному совету ВШЭ в октябре 2008 года. Да и беседовать
с ребятами из Центра оказалось куда приятнее, чем с самодовольными
московскими интеллектуалами!

Далее мы едем к деткам, и я неожиданно понимаю, что оставил у взрослых
массу душевных сил (несмотря на то, что всё так удачно сложилось!). Опять
начинаю волноваться, "хватит ли меня" на деток. Но пути назад нет - мы уже
въезжаем в ещё одни ворота, за которыми тоже виден дом с решётками
на окнах и массивной железной дверью. Это - детский центр реабилитации.

Нам открывает дверь мальчик лет 14-ти. Тут же сбегаются ещё несколько
детей, все мальчики (девочек нет). Все здороваются со мной, по-взрослому,
с серьёзным видом и за руку. Я представляюсь как друг Серёжи Маркелова
gaz_v_pol, которого они все помнят. Детей всего несколько,
потому что большая часть с родителями отпущена на каникулы. Те, что
остались, видимо сироты, в прямом или фактическом смысле слова.

Они как раз отобедали, и мы начинаем беседовать в столовой. Для деток я
решил оставить ту же задачу про дуэль. К разговору подключается Игорь,
который тоже подкидывает пару задачек. Дуэль мы быстро разбираем,
потом я даю пару-тройку непростых задач "на вырост", обещая их разобрать
в мой следующий приезд (ибо время начинает поджимать). К этому приезду
надеюсь собрать штук 10-15 увлекательных задачек, чтобы оставить ребятам
на самостоятельное размышление. Кстати, друзья, помогайте - присылайте до
20 апреля весёлые задачки, прямо в комментариях к этому посту!

После чего мы тепло прощаемся, и мальчик Ваня, закрывая за нами ворота,
долго машет нам вслед. Самое сильное впечатление от приюта - это то, что
деткам элементарно не хватает любви и внимания со стороны взрослых.....

Ну, и напоследок мы с Игорем едем в офис к Евгению Ройзману - знакомиться.
Евгений сильно занят - он ведь историк, исследует Невьянскую икону, и сейчас
как раз дописывает диссертацию. Но уделяет мне несколько минут.

В частности, мы договариваемся, что он выступит у нас на семинаре ЦЭМИ
с докладом на тему "Экономика наркоторговли" в один из своих приездов
в Москву. На прощание дарит мне две свои книги, и две книги с изображениями
икон - пока не открывал, приеду в Москву, открою и посмотрю. Одна из них
очень толстая и тяжёлая, автор - Брусиловский. Наверное, профессионалы
в курсе - мои родственники сразу откликнулись, когда я сказал название.

Евгений выглядит усталым, что совершенно неудивительно, когда на тебе,
помимо твоей научной деятельности, висит такой тяжёлый проект. Мы
пожимаем друг другу руки, и Игорь отвозит меня назад, домой......

БЕСПОРЯДОЧНЫЕ МЫСЛИ И СООБРАЖЕНИЯ

Мир вокруг нас удивительно многолик и разнообразен. Можно, конечно,
закрыться в свою ракушку и всю жизнь строчить формулы и статьи, как
это делают многие мои коллеги-учёные. Каждому своё. Я так не могу.

Моя звезда зовёт меня увидеть жизнь как можно шире - и это основная
причина, почему я всё время разъезжаю по стране, и не в купе, а как
правило именно в плацкартах.

Моя звезда очень весёлая, и мне, как правило, светло и смешно. Я человек
несерьёзный, и даже видя явную несправедливость и жестокость мира,
я не могу долго пребывать в унынии и грусти - вскоре моя звезда снова
щекочет мою душу, и я начинаю ржать. Вместе со мной начинают ржать
и все те, кто вокруг меня находятся. Это глупо, но по-другому я не умею!

В Фонде Ройзмана корабль моей души получил здоровенную пробоину. Но
если я смогу её залатать, а я обязательно смогу, то я так же весело поплыву
дальше, а главное, есть шанс, что все эти добрые, открытые люди - как
взрослые, так и дети - тоже поплывут вслед за мной по жизни! Деткам я
уже обещал вернуться снова, и я своё слово сдержу. Деткам просто не
повезло - они оказались не нужны своим родителям. Мальчик Ваня по
прозвищу НЛО пишет стихи, в которых обращается к маме. Он мне раза
три сказал "Побывайте в Сысерти!". У него в Сысерти живёт мама, которой
он не нужен. Такие дела. Ничего, Ваня, жизнь бывает тяжела. Вырастешь -
станешь владельцем яхт и футбольных клубов :-)).

Главное, чтобы были люди, которые бы этих обделённых деток полюбили.
Планета, где мы с вами живём, катастрофически нуждается в любви. Все
проблемы, с которыми наш мир сталкивается, происходят от того, что
люди совершенно разучились любить друг друга. Вместо этого люди
оттачивают искусство обсуждения и осуждения. Но Бог, как ещё
прекрасный Веничка Ерофеев говорил, нам осуждать и ёрничать
не велел, а велел любить - и это же так просто! Вот, собственно, и всё.

ПОСТ-СКРИПТУМ

Хоть мне и ужасно неохота, но коснусь в заключение "правовой стороны дела".

Закон современного "свободного мира" не позволяет насильно задерживать
людей, приковывая их наручниками к постели и моря голодом. Да, не позволяет,
но поймите, что человек, находящийся в ломке, ни в каком смысле слова не
может квалифицироваться как "свободный взрослый член общества"! Более
того, вообще весь мир, построенный вокруг наркотиков - продажи, провоза,
хранения, приёма, выращивания - не подчиняется никаким сколько-нибудь
привычным нам законам развития. Это абсурд - применять к нему современные
цивилизованные методы, таким образом проблема просто будет напрочь
проигнорирована. Совершенно очевидно, что тот, кто возьмётся эту проблему
решать - а её обязательно надо решать, не только из моральных соображений,
но и из соображений элементарной уличной преступности! - поставит себя в
определённом смысле над законом, вне него. И дай ему Бог на это сил!

Вот Миша Вербицкий, например, уважаемый мной человек, а запостил у себя,
не разобравшись, две ссылки на статьи, делающие поверхностные оценки
фактам, вроде как верным - что для решения проблем этого рода на деле
привлекаются бывшие наркоманы. Естественно, а кто же ещё? Этот мир с
окружающим миром почти не пересекается, не считая "случайных встреч"
на улицах - и проблему решают те, кто с ней лучше всего знаком. Почему
Миша из этого делает какие-то скоропостижные осуждающие выводы?
Я считаю, что Миша должен либо сам разобраться, либо молчать.

Или вот многие называют Евгения нацистом, типа таджиков да цыган обижает.
Но без понимания, что наркобизнес принципиально национально окрашенный,
нельзя в борьбе с ним далеко продвинуться! Надо знать специфику этих народов.
Да и не главное это - просто по статистике этим занимаются в основном таджики
и цыгане, не более того. При чём тут нацизм - простая арифметика. И вообще, я
не хочу в это углубляться, потому что главное, что я хотел написать, написано
в предыдущих абзацах, выше. Просто я прошу вас, люди, не судите об этих
вещах "на основе вашего жизненного опыта" - он здесь вам не поможет!

Теперь, наверное, действительно всё.....

Дополнение: у Серёжи gaz_v_pol в журнале развернулась интересная дискуссия на эту тему, см. http://gaz-v-pol.livejournal.com/45397.html
linkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: kzuev
2009-04-06 05:24 am (UTC)
Большое спасибо за рассказ.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2009-04-06 05:26 am (UTC)

Спасибо, что осилили !

- я несколько раз перечитывал, всё казалось,
что не получается донести ни настроения,
ни так вообще впечатлений. Но хоть что-то!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nadyak
2009-04-06 08:44 am (UTC)
Спасибо, Леша! Дело замечательное. Сперва меня Сережа совершенно пронзил своим рассказом, а теперь и ты. Не мне, конечно, давать тебе советы по поводу задач, но вдруг ты почему-нибудь не знаешь книгу Рэймонда Смаллиана "Как же называется эта книга?". Это сборник ужасно увлекательных задач по логике. Вышел недавно в издательском доме Мещерякова
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2009-04-06 08:45 am (UTC)

Как ни странно, не знаю !

СПАСИБО !!! Где её можно достать? (Территориально)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: savvateev
2009-04-06 10:10 am (UTC)

Re: Посмотри на xion

Прекрасно, спасибо !! Коля, наша секция вроде как
в четверг. После неё - присядем, поговорим?
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: o_berezinskaya
2009-04-06 09:32 am (UTC)
Вот так и получается... работаешь вроде, живешь, а делаешь шаг в сторону - и получаешь наиболее сильные впечатления в жизни. И поневоле задаешься вопросом, что тут главное и что нужно было бы делать, не будь у тебя страха.
Спасибо, Леша. Такие вещи надо писать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2009-04-06 10:13 am (UTC)
Если б не было у меня - страха? Нет, семьи! - я бы пошёл
на операцию по взятию точки. Но не пойду - по крайней
мере, пока. А там - по ситуации. Как всё развиваться будет..
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: williamkent
2009-04-06 10:12 am (UTC)

Спасибо, Лёша!

Вы с Серёжей молодцы!

Самое сильное впечатление от приюта - это то, что
деткам элементарно не хватает любви и внимания со стороны взрослых.....


И главная проблема в том, что любовь и внимание — тяжелая работа, на которую мало кого хватает.

А с задачами я не очень понял: ты хочешь их на занятии разбирать или оставить на самостоятельное подумать?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2009-04-06 10:15 am (UTC)

Re: Спасибо, Лёша!

И то, и другое! Но, собственно, выше уже столько
накидали ссылок, что деткам на много лет хватит :-)) !

Насчёт работы - ну да, наверное. Я бы так сказал:
СНАЧАЛА - тяжёлая работа. Настроиться сложно.
Думаю, второй визит будет куда проще первого!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: t_holina
2009-04-06 01:10 pm (UTC)
Проблему люди копают давно и с разных сторон. Раз заинтересовались, может и эти ссылки окажутся в тему:
http://so-wa.livejournal.com/268991.html и далее тут
http://archibest.livejournal.com/2359.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2009-04-06 04:08 pm (UTC)

Спасибо за ссылки!

Ну да. Взгляд с другой стороны. Попробую осилить,
хотя как раз эта сторона меня не очень затрагивает.
И так же всё понятно, как и что.... Однако, всё равно спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: m_ustinov
2009-04-06 05:27 pm (UTC)

Если там будет больше времени...

можно ещё детям на гитаре поигарть. Это ещё один универсальный язык общения.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2009-04-07 10:12 am (UTC)

Re: Если там будет больше времени...

Да, я об этом уже думал! Может быть....
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: tayaar
2009-04-06 07:49 pm (UTC)
Классно, Лёш! Ты молодец, такое большое дело делаешь (хотя я и плохо представляю себе математику как эффективный способ установления контакта :)

Почему-то некоторые твои мысли в прологе и кусочке про детей привели меня к идее показать тебе фильмы про ЦЛП. Может, тебе Димка рассказывал - это центр помощи детям с нарушениями развития, где работаю я и Димкина мама. Если тебе интересно, тут их фильмы про деток: http://www.osoboedetstvo.ru/biblioteka/video/

А вот их сайт: www.ccp.org.ru
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2009-04-07 10:13 am (UTC)
Спасибо, Яша ! Обязательно посмотрю!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: motimatik
2009-04-06 10:34 pm (UTC)
написал у себя длинный ответ:
http://motimatik.livejournal.com/54143.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2009-04-07 10:14 am (UTC)
да, видел, откомментировал (первое, что в голову пришло, правда)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: akteon
2009-04-07 05:40 am (UTC)
Есть такая тонкость, даже если окажется, что любой е-бургский наркоторговец - таджик или цыган, из этого никак не будет следовать, что любой е-бургский цыган или таджик связан с наркоторговлей. А Ройзман, кажется, этого уже не понимает, если и понимал в обозримом прошлом. Вот это сильно пугает.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: blazzer
2009-04-07 06:36 am (UTC)
из этого следует вывод, что любой цыган, живущий в цыганском поселке, связан с наркоторговлей (хотя бы на уровне недонесения на соседа, что является уголовным преступлением).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: blazzer
2009-04-07 06:34 am (UTC)
>>Да, не позволяет, но поймите, что человек, находящийся в ломке, ни в каком смысле слова не может квалифицироваться как "свободный взрослый член общества"!

это compelling reason не к нарушению законодательства, но к его изменению
наркоман должен признаваться недееспособным, каковым он в сущности и является.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2009-04-07 10:15 am (UTC)
Да, конечно, согласен!
(Reply) (Parent) (Thread)
From: marinnobot
2009-04-07 07:40 am (UTC)
Ваш блог попал в TOP-30 на Яндексе самых популярных тем в блогосфере.
Если Вы грустите - не грустите! ПрофитБлог
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dr_eburg
2009-04-07 02:42 pm (UTC)
Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2009-04-29 03:57 pm (UTC)
Кстати, я снова там был! На этот раз, вообще весело -
в мафию играли :-))))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: scolar
2009-04-07 05:47 pm (UTC)
Чем тебе не задачка: может ли так быть, чтобы два человека делали одно дело, при этом один хорошее, а другой плохое?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2009-04-08 04:54 am (UTC)

И какой ответ?

У меня есть тоже задачка - два человека делают
внешне одинаковые, а по сути противоположные вещи.
(Пример из жизни.) Ответ: один руками греет яйца,
другой - яйцами руки :-)))) Внешне выглядит одинаково!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>