?

Log in

No account? Create an account
Кавказ: мотивация, география и политика - ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО [entries|archive|friends|userinfo]
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО

[ website | Савватеев ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Кавказ: мотивация, география и политика [Jul. 23rd, 2009|11:58 am]
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО
Сколько всего можно услышать про Кавказ, живя в Москве.
Лицо кавказской национальности, выходцы с Кавказа, обстановка
на Северном Кавказе, кавказский менталитет, Гори, Цхинвал...
У типичного московского "крота", не вылезающего за пределы
садового кольца и сомневающегося, "есть ли жизнь за МКАД",
должна сформироваться устойчивая настороженность, в лучшем
случае, по отношению к этому далёкому и столь будоражащему
СМИ региону. Как же выглядит Кавказ на самом деле?

Меня этот вопрос всегда занимал. Но лишь в этом году я получил
возможность заглянуть за "кривое зеркало" нашей прессы, воочию
увидеть и окунуться в этот совершенно иной мир. (Отдельные
воспоминания прошлого - посещение Туапсе в конце горного
похода в 1988 году, несколько случайных визитов в Сочи и Анапу -
не способствовали созданию цельной картины. В Туапсе нас
третировали местные гопники, вымогая деньги, но на то он и
1988 год; случайные визиты в Сочи и Анапу - это визиты на
"русский" Кавказ, а не погружение в "настоящий".)

Возможность эта была связана с летними школами по политической
и институциональной экономике, которыми я руковожу в качестве
"академического директора"; ещё в 2007 году ко мне подошла одна
из участниц, по имени Гохар, и сказала, что очень хочет организовать
одну из сессий у себя в Ереване - чтобы показать всем нам Армению.
Я охотно согласился, но все четыре школы до лета 2009 года были
уже запланированы в других местах. Поэтому мы и сошлись на пятой,
предпоследней школе, в июле 2009 года.

Проще всего попасть в Ереван так: сесть в самолёт в Шереметьево-2
и через три часа быть на месте; то же самое можно сказать и про любой
другой удалённый пункт, с точки зрения нормального человека.

Я же обычно рассуждаю иначе. Возьмём, скажем, Брюссель. Мне
кажется куда проще вечером приехать на вокзал, сесть на поезд,
в течение следующего дня отсыпаться, гулять по Варшаве и
проходить границу в спокойном режиме сидения в своём купе,
после чего утром следующего дня пересесть в Кёльне на Thalys
(скоростной поезд) и благополучно прибыть в Брюссель. Ещё
тривиальнее выглядит задача попадания в Иркутск: просто сел
на поезд, выспался, прочёл полкниги Combes, Mayor, Thisse
"Economic Geography", и вышел в Иркутске.

Но Ереван - это совсем другое дело. Тут даже мне придётся признать,
что проще всего туда попасть на самолёте. Причина кроется в физической
географии, вкупе с современной геополитикой. В самом деле, Армения и
Россия дружат, безвизовый режим, прилетел в аэропорт, и чувствуй себя,
дорогой, как дома. А вот границы общей у нас нет! Будь на дворе 1985 год,
я бы тоже благополучно сел на поезд Москва - Ереван, и через три дня
был бы на месте - никаких забот и хлопот. По пути проехал бы через
Сочи, Сухуми и Тбилиси - увлекательное путешествие!

А теперь Армения отделена от нас Грузией либо Азербайджаном (либо
Турцией, если смотреть "через Чёрное Море"). На деле, однако, всё обстоит
ещё сложнее, в силу вышеупомянутой геополитики. А именно, попасть в
Армению, пересекая одну страну, практически невозможно: границы Армении
с Азербайджаном и Турцией наглухо закрыты (по свидетельствам очевидцев,
стреляют без предупреждения и те, и эти на обеих границах).

Армения вообще граничит с четырьмя странами - Ираном, Грузией,
Азербайджаном и Турцией - но попасть в неё можно только через Грузию
либо Иран. Иран с нами граничит "через Каспийское море", но такой вариант
я не разрабатывал - я не думаю, что есть сколько-нибудь регулярное морское
сообщение. К тому же, это огромный крюк. Вариант с Грузией осложняется
тем, что вся сухопутная граница России и Грузии тоже наглухо закрыта, и
тоже стреляют без предупреждения - к северу от Грузии либо непроходимые
горы, либо мятежные республики Абхазия и Южная Осетия.

Остаётся одно из двух - либо плыть из Сочи в Батуми, либо согласиться на
пересечение целых двух промежуточных стран. В последнем случае есть
уже некоторый выбор: Россия - Азербайджан - Грузия - Армения, Россия -
Азербайджан - Иран - Армения, Россия - Турция (через Чёрное Море) -
Грузия - Армения. Последний вариант видился самым коротким и по
времени, и по расстоянию; я остановился именно на нём, точнее я решил
ехать в Сочи, "а там поглядим" - либо удастся уплыть в Батуми, либо уже
наверняка в Трабзон и далее по земле.

Обратно я планировал ехать через Азербайджан, чтобы одним визитом
охватить всё, что там есть, на Южном Кавказе. Забегая вперёд, скажу,
что всё-таки не вышло - обратно возвращался той же дорогой. Из плюсов
выбранного пути в Ереван назову ещё и тот, что Аджария (граничащая
с Турцией, где столицей Батуми) - это всё-таки не совсем Грузия, как мне
казалось, и при въезде в неё гражданина с российским паспортом должно
быть меньше проблем, чем при въезде непосредственно в Грузию (например,
в Поти, куда раньше ходил корабль из Сочи). Жизнь показала, что я в своих
рассчётах был прав на 200 процентов!

Итак, я выбрал маршрут Москва - поездом в Сочи - паромом в Батуми либо
в Трабзон (в последнем случае потом автобусом в Батуми) - автобусом в
Тбилиси - автобусом в Ереван. Честно признаюсь, я несколько раз был
готов дать слабину и согласиться на самолёт. Но однажды, гуляя у себя
в Снегирях, я проходил мимо нашей церкви, и, посмотрев на сияющие на
солнце купола, принял окончательное и бесповоротное решение - никаких
самолётов. Дома сказал деткам - выбирайте, папа или летит, или едет по,
земле и воде, в последнем случае придётся папу долго не видеть. Миша
подумал, и так серьёзно-пресерьёзно говорит: "Лучше не лети, папа. Мы
подождём. Только возвращайся к нам живым!"

Жребий, а вместе с тем вызов самому себе, был брошен. Дополнительно
я дал себе и близким друзьям зарок: ни капли алкоголя в течение всего
путешествия от Москвы до Москвы. Испытание было с честью пройдено!

Следующие главы содержат описание собственно путешествия по маршруту:

6-8.07 Москва - Сочи (поезд)
8.07 Сочи - Трабзон (комета-метеор)
8-9.07 Трабзон - Батуми (маршрутка)
9.07 Батуми - Тбилиси (маршрутка)
9.07 Тбилиси - Ереван (маршрутка)

10-14.07 Пребывание в Ереване, восхождение на Арагац, визит в
старейший монастырь (301 г.) Эчмиадзин, поездка на озеро Севан

14-15.07 Ереван - Тбилиси (поезд, 15 часов 380 километров)
15.07 Тбилиси - Батуми (маршрутка)
15.07 Батуми - Трабзон (такси + автобус)
15-16.07 ночёвка в Трабзоне (в гостинице за 13 долларов)
16.07 Трабзон - Сочи (комета-метеор)
16-18.07 Сочи - Москва (поезд)

так что ждите продолжения (столь же подробного, как и предисловие)!
linkReply

Comments:
[User Picture]From: brem
2009-07-23 09:08 am (UTC)
Конвенционально по-русски писать "Эчмиадзин".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2009-07-23 01:34 pm (UTC)
ага, спасибо, исправил!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: musatych
2009-07-23 09:29 am (UTC)
Всё-таки не пойму, почему три кавказских маршрутки считаются безопаснее самолёта?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2009-07-23 01:35 pm (UTC)
Знаешь, как они ездят??? Обгон производится ПЕРЕД НОСОМ
у встречки, без соблюдения каких-либо правил. Просто жесть,
металл!!!!! Но всё равно, это на земле, а не в воздухе.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: musatych
2009-07-23 09:50 pm (UTC)
Если маршрутка упадёт в пропасть, то некоторое время тоже будет в воздухе. И лично я в воздухе предпочту оказаться в самолёте с заглохшим двигателем (он хоть планировать умеет), чем в маршрутке.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zrumchik
2009-07-24 07:41 am (UTC)
Дань, большинство современных пассажирских самолётов не умеют планировать. Без движков они камнем рухнут на землю.

Хотя я, как и ты, больше доверяю одному самолёте чем трём кавказским маршруткам.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zrumchik
2009-07-24 05:14 pm (UTC)
Виноват, признаю.
Откуда, интересно, у меня в голове была такая уверенность? =)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: musatych
2009-07-24 05:49 pm (UTC)
Вот из плоского штопора пассажирский самолёт выйти не может, факт...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: af1461
2009-08-22 03:28 am (UTC)
Смотря какой. От особенностей конкретных типов зависит.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sergius_caesar
2009-07-23 10:52 am (UTC)
Т.е. обратно ты 4 дня добирался? Ну, силён!!! И особенно приятно, что "испытание с честью пройдено" :-))) Жду продолжения!!!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2009-07-23 01:36 pm (UTC)
Ага! Просто на море штормило, и не пускали суда через море!

Кстати, водки я так и не выпил и может, до 8 августа не выпью -
ведь уже через 3 дня поход со школьниками!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sergius_caesar
2009-07-23 01:41 pm (UTC)
>>>Кстати, водки я так и не выпил и может, до 8 августа не выпью -
ведь уже через 3 дня поход со школьниками!

Молодчина!!! Держись!!! Жизнь на Марсе без водки существует!!!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2009-07-25 09:20 am (UTC)
Держусь !! Вчера привился от энцефалита,
так что по-любому теперь без водки. Ура!!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sergius_caesar
2009-07-25 05:41 pm (UTC)
Ура!!! Удачного похода!!!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rstepanov
2009-07-24 12:57 pm (UTC)
Присоединяюсь к предыдущему пожеланию!
И удачи тебе и школьникам в походе!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2009-07-25 09:19 am (UTC)
Спасибо !!!!! Удача нам пригодится !
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gaz_v_pol
2009-07-23 11:58 am (UTC)
Да, Лёха, ты силён...

Если ты готов рассматривать варианты длиной в 4 дня, советую ещё один. Есть железнодорожный паром "Петровск" Махачкала -- Туркменбаши через Каспий. Он вообще-то для грузов, но можно купить билет для сопровождающих; далее по железной дороге или автобусом в Иран, потом в Армению на автобусе через горы. Видимо, в Туркменистан можно добраться и прямым поездом (Москва-Душанбе должен иметь остановки в Туркменистане), но не уверен, там вроде хотели объезд построить.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: musatych
2009-07-23 12:22 pm (UTC)
А какой сейчас режим доступа в Туркменистан для граждан России?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gaz_v_pol
2009-07-23 12:26 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: musatych
2009-07-23 12:29 pm (UTC)
Эту картинку я тоже уже нашёл :) Интереснее, насколько просто получить такую же со своей фамилией. А то там приглашение какое-то просят.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gaz_v_pol
2009-07-23 12:32 pm (UTC)
Думаю, что если тебя нельзя заподозрить в том, что ты журналист, который напишет про Туркменистан плохо, то визу дадут без проблем. Если тебе нужно, могу помочь с приглашением.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: musatych
2009-07-23 09:41 pm (UTC)
Благодарю за предложение. Пока не актуально, но я запомню :)
А может ты и в Ямбург умеешь пропуск выписывать?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gaz_v_pol
2009-07-24 10:40 am (UTC)
Попроси Ваню Ященко, чтобы он тебя туда направил лекцию для школьников читать. Так Витя Крюков в Арзамас-16 съездил за девушкой ухаживать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: musatych
2009-07-24 10:45 am (UTC)
Боюсь, там нет школьников: это газпромовский вахтовый поселок без постоянного населения.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2009-07-23 01:37 pm (UTC)
Это очень интересно!! Надо будет попробовать, когда
на Арарат полезем (нам наказали перед этим заехать,
помолиться в Эчмиадзине).
(Reply) (Parent) (Thread)