?

Log in

No account? Create an account
ПОСТУПОК. ВИНА. НАКАЗАНИЕ. ОТНОШЕНИЕ - ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО [entries|archive|friends|userinfo]
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО

[ website | Савватеев ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

ПОСТУПОК. ВИНА. НАКАЗАНИЕ. ОТНОШЕНИЕ [Oct. 14th, 2012|10:02 am]
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО
Воскресные философско-религиозные размышления. (Сырые.)

Дорогие друзья, поздравляю всех вас с праздником Покрова !

В подарок - некие мысли "воскресного характера". Комментарии,
которые я получил в последнее время, особенно в ответ на пост
"Примирение. Стихия", послужили стартовой точкой размышлений.

А именно, стало ясно, что читатели склонны смешивать разные по
содержанию духовные сущности.

ОТНОШЕНИЕ. Каждый из нас, если узнаёт о неком конфликте, споре,
невольно склонен занять чью-то сторону, "определиться". Я принимаю
это за аксиому - тех людей, которые пытаются иметь хату с краю и не
вмешиваться в чужие дела даже мысленно, я не рассматриваю, считая
это малодушием и теплохладностью. Впрочем, бывает и иного рода
нейтралитет - когда человек сознательно противится велению сердца
занять ту или иную сторону, до поры до времени аккумулируя ценную
информацию, пытаясь быть беспристрастным свидетелем, а уж потом
определиться "профессионально". К сожалению, часто человек только
так полагает, а на проверку оказывается, что он уже занял определённую
сторону, но не признаётся в этом и прикрывается нехваткой фактов.

Так вот, отношение может быть греховным. Это неудивительно, если
вспомнить, что и помыслы могут быть греховными, да ещё как! То есть
мысль сама по себе, её уложение в голове, ненаблюдаемые извне вещи,
вполне могут нести в себе порчу. И я приведу важный пример.

Возьмём недавнюю историю с Анастасией Завгородней. Все спорящие
стороны сошлись на одном: у женщины забрали грудного младенца,
какое-то время (если не до сих пор, я не в курсе) не давали с ним
общаться. Но при этом у определённой группы людей возникло
в голове желание любой ценой защитить "прекрасный запад",
придумать те или иные причины, которые могли бы, пускай при
самом больном воображении, оправдать такой поступок.

Кто-то схватился за соломинку а-ля Гитлер, типа её муж нерусь и
посему надо от него спасать детей, в том числе грудного (кстати я
давно заметил, что либералы склонны к бытовому нацизму, но это
нас уведёт в сторону от основной темы :-))); кто-то оправдывал
финские власти тем, что будет суд, скоро, не как в России, и суд
конечно справедливый и т.п. Кто-то просто оправдал своё
мыслепреступление передёргиванием российских властей и
личными интересами Астахова (что вполне возможно, но
оправданием изъятия детей быть не может), и так далее.

(Помню очень характерную историю. ЮЮ угрожает отнять
пять детей в семье, фамилию которой не буду называть без
надобности. Я где-то об этом случае рассказываю, а мне в ответ:
"так они же сектанты!" То есть этот мой друг считает правильным,
законным изъятие детей на одном том основании, что родители
сектанты. Нелишним будет здесь напомнить, что Господь Бог,
если будет на то Его воля, вразумит детей сектантов, не наше
дело вмешиваться в этот вопрос. К сожалению, недавно в том
же ключе выступил один уважаемый мною церковный иерарх -
предложил отнять детей у участниц группы Пусси-Риот. Никак
не могу поддержать это предложение. Страшного джина ювенальной
юстиции нужно выгнать из наших душ, и загнать назад в бутылку!)

Другой пример мыслепреступления - рассуждения о том, что для
осуждения ЮЮ требуется выяснить, какой процент детей забран "по
ошибке". Довольно ясно впрочем, что показатель такой в принципе
невычислим. Посему все дети, забранные против их воли и воли их
родителей (а я подозреваю, что таковых большая часть), а приори
забраны напрасно, ибо православный (да и любой нормальный :-)))
человек обязан исходить из презумпции добросовестности родителя.

Я скажу, в чём тут состоит мыслепреступление. Оно в том, что человек
считает себя более благополучным, правильным и т.п. чем "семьи алкашей
и наркоманов". Соответственно, он как бы считает себя вправе их судить.
Он полагает, что ЮЮ выступает от его лица, и вносит в эти семьи добро.

Я беру на себя смелость утверждать, что такое душерасположение - очень
большой грех. У всех свои беды и напасти, и никто не имеет права судить
о том, насколько плохо живётся деткам в квартире, закиданной пустыми
бутылками. Каждому своё, "детки сами выбрали себе родителей". Кто-то
играет в лошадку, а кто-то - в пустую бутылку из-под портвейна. Беды
в том большой нет, мир нельзя причёсывать под одну гребёнку.

Я понимаю и принимаю то, что мои оппоненты здесь не согласятся. Ничего
не поделаешь, время лечит. Пока я прошу об одном: перестаньте оправдывать
зло только тем, что в публикациях о нём много передёргиваний. Разумеется,
про зло трудно написать спокойно, и это не повод принимать зло за добро.

ПОСТУПОК. Поступок как категорию, так сказать, следует отделить от
остальных перечисленных. Поступок может быть результатом мыслей,
их логическим завершением, а может быть и спонтанным, по недоумию;
может быть следствием одержимости и быть одним из целого ряда, а
может быть разовым. За поступок человек отвечает иногда очень сильно,
а иногда и вовсе не отвечает перед Богом, несмотря на то, что внешне
поступки разных людей могут выглядеть одинаково. Ребёнок, пописавший
недалеко от Памятника Славы, совершил осквернение, но он это сделал
по недоумию, он не ответствен перед Богом. Если то же самое сделает
сторонник Гитлера и сделает намеренно, то полюса меняются. В данном
случае визуально ясно, что к чему, но так бывает не всегда.

Поступок, в отличие от мыслей, обычно сопровождается тем или иным
осуждением (то есть ОТНОШЕНИЕМ к нему), и тем или иным наказанием.

Два примера поступков: выступление ПР в Храме, и колдовство.

Давным-давно за колдовство сжигали на костре. Теперь - не сжигают.
Значит ли это, что колдовство перестало быть чудовищным грехом?

Разумеется, не значит. Но сегодня православные люди полагают, что
за такие поступки должен карать Господь Бог, а нам вмешиваться не
следует. Распространённое заблуждение атеистов - считать, что раньше
"за вздор" сжигали, а теперь поумнели. Это В КОРНЕ НЕВЕРНОЕ восприятие
произошедшей перемены. Кодовство - не вздор, и переход от тех веков
к этим никак не попадает в категорию "поумнение". Почему сейчас
неправильно сжигать на костре колдунов, это отдельный, трудный
вопрос. Возможно, когда-нибудь мы его поднимем здесь.

То же с Пусси-Риот. Есть мнение, к которому я склоняюсь, что этот
поступок не должен караться жёстко. Но это не означает, что сам по
себе поступок - "ерунда". Просто сейчас такое время, что пускай за
это возьмётся Господь Бог. У Протоирея Всеволода Чаплина - иное
мнение, и никакой беды в том нет: православие - не секта, где все
по всем вопросам должны придерживаться одних взглядов.

В любом случае считаю абсурдными призывы ко мне, прозвучавшие
в комментариях, перестать считать девушек "прошмандовками".
Моя оценка их действия, равно как и других их "перформансов",
однозначно негативная. Просто сейчас за это не наказывают.

Да и прошу заметить, что "той стороне" примирение не нужно, на что
правильно указал whiteferz. Уже пошли и кресты спиливать, да и многое
другое, выдаваемое под ширмой "современного искусства". ОТНОШЕНИЕ
наше к таким вещам - резко отрицательное, а вопрос НАКАЗАНИЯ открыт.

Суммирую вышесказанное, ибо вышло очень сумбурно: в наше время в
силу тех или иных причин не любая ВИНА должна сопровождаться
НАКАЗАНИЕМ. С этим надо смириться. А по первой части: нет ничего
плохого в том, чстобы занять априорную позицию ещё до изучения
фактов; более того, я утверждаю, что практически всегда так поступают
все - как я, так и мои оппоненты. Но они этого не всегда осознают. Так
вот, плохо не это само по себе. Плохо, если априорная позиция гнилая.

PS С любовью к каждому из вас, несмотря на глубокие разногласия !
linkReply

Comments:
[User Picture]From: hroniki_paisano
2012-10-15 07:54 pm (UTC)
вы предсказываете еще как, "со временем каждому придётся доказывать, что он не педофил" - чем не предсказание?
а Боженька предупреждает - "хотите предсказывать, предсказывайте, Меня только не впутывайте" (могу доставить пруфлинк на Иеремию). потому отложите Апокалипсис в сторону.
(Reply) (Parent) (Thread)