?

Log in

No account? Create an account
Пик Аршан, или 37.5 часов между Дружбой и Любовью - ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО [entries|archive|friends|userinfo]
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО

[ website | Савватеев ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Пик Аршан, или 37.5 часов между Дружбой и Любовью [Aug. 4th, 2008|05:51 pm]
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО
Дорогие друзья!

Представляю на суд походной общественности, а также к увеселению прочей
почтенной публики, краткое и довольно сухое описание экстремального
радиального выхода с аварией по пути, занявшего вместо одного дня
полных два. Если есть какие-то комментарии от участников, то милости
прошу - Миша и Саша, дополняйте (у Жени пока что нет опыта работы
в интернете)!

Если кто-то захочет как-то прокомментировать эту историю, это также
всячески приветствуется! Обижаться не буду, постараюсь извлечь уроки
и сделать выводы, а всю вину за происшедшее сразу же беру на себя.
-------------------------------------------------------------


Выпьем за то, что выше Любви, но ниже Аршана! - Этот тост мне
поведал мой друг из Иркутска, Саша Филатов. Дело в том, что над
курортом Аршан (120 километров на запад от юго-западной оконечности
озера Байкал, у подножья Тункинских Гольцов, 830 метров над уровнем
моря) гордо расположились слева направо: пик Любви (2100), пик
Дружбы (2450) и пик Аршан (2630).

На пик Любви идёт слоновья тропа, и туда ежедневно заходят толпы
народу, порой совершенно далёкого от всякой горной романтики -
просто отметиться: согласно поверью, любовь будет крепче, если
вместе забраться на этот пик (более того, желательно последний
взлёт пронести Вашу Любимую на руках!).

Начали мы в этом году с того, что всей толпой забрались на пик Любви,
причём одним из покорителей был мой четырёхлетний сын Мишка, ни
в чём не уступивший как минимум половине взрослых восходителей
(правды ради, полпути он карабкался сам, а полпути ехал на папе).
-------------------------------------------------------------
Но потехе час, а делу - время, и спустя пару дней мы уже в более
узкой компании намерились покорить главную вершину этих мест,
пик Аршан. Радиалка обещала быть суровой - мало того, что общий
подъём 1800, но ещё и по слухам где-то между 1А и 1Б категорийности.
Поэтому позвал я только самых сильных по результатам восхождения
на пик Любви (да, да, открою карты, пик Любви был не чем иным,
как полигоном для отбора личного состава на пик Аршан!).

Нас оказалось четверо. Женя Зацепин из посёлка Зима, вышеупомянутый
Саша Филатов, Миша Дворников и я сам. Вышли из Аршана в 9 утра (я бы
выходил часов в 5-6, но не нашёл в себе энергии, чтобы убеждать в этом
остальных участников мероприятия).
-------------------------------------------------------------
В лесу было множество тропинок, и непонятно, по какой из них надлежало
идти. Всё сокрыл очень густой туман, и не было видно напрочь, куда же мы
поднимаемся. Как итог, мы первым же делом допустили ошибку и выбрали
не тот склон, который ведёт на пик Аршан, а тот, что ведёт на пик Дружбы.

Делать этого не следовало. Во-первых, хребет, ведущий на Дружбу, очень
крутой и категорийный, снизу присутствовали участки наклоном до 55-60
градусов (я знаю о чём говорю, тридцатый раз в горах!), подъём по которым
естественно не был бы возможен, не будь они поросшими сверхплотным
кустарником. Впечатление от подъёма такое, что лезешь вертикально
вверх, обоими руками цепляясь за эти лианы. Это было очень стрёмно,
но продолжалось недолго. Утомлённые этим взлётом, мы однако оказались
уже выше облаков, и наслаждались картиной, которую можно в норме
наблюдать лишь из окна самолёта - бассейн долины, в котором плещутся
плотные, густые облака. Временами они расступаются, и в проёмах виден
далеко внизу посёлок Аршан, покинутый нами поутру.
-------------------------------------------------------------
Хребет уполаживался, но неохотно. Кустарник тоже отступал нехотя, и
тут мы поняли, что мучения наши ещё далеко не позади: на хребте стали
один за другим вставать "жандармы" - скалы, преграждающие путь,
обойти которые почти невозможно, ибо наклон самого склона выше
предельно допустимого для траверса. До поры до времени, с жутким
стрёмом, мы эти препятствия преодолевали, теряя и силы, и светлое
время суток; однако очередной жандарм стал для нас непреодолим.

Была мысль "назад", но мы её отогнали - катиться вниз по тому склону
через колючие кустарники ох как не хотелось. Наверх тоже не получалось,
в результате таки пришлось выбрать компромисс, и терять высоту,
траверсируя чуть-чуть уполаживающийся кверху склон. Попутно пришлось
в паре мест прыгать с высоты своего роста - всё было на грани фола.

Однако мы всё-таки смогли переброситься, с определённой потерей
высоты и нервов, на нужный хребет, ведущий уже прямиком на пик
Аршан. Последний давно маячил на чистом синем небе перед нами,
маня и зазывая. Прочь усталость, мы ринулись вверх. Чем выше, тем
становилось круче, курумник был какой-то сильно живой, требовалась
максимальная концентрация, а последние 200-300 метров подъёма
пришлись на склон, скомпанованный из плит и действительно очень
крутой (50 градусов). Пришлось карабкаться по расщелинам между
плитами. Пик Аршан оказался на грани нашего коллективного горного
опыта, а если говорить честно, так и вовсе за гранью.
-------------------------------------------------------------
Пик Аршан открыл нам свои объятья, представ во всём блеске горной
наготы, вместе со всеми окрестными хребтами. Пики вокруг были все
категорийными, и честно говоря я не усмотрел и пяти вершин, подъём
на которые котировался бы не выше 1Б. Трудные, оказывается, горы
этот Восточный Саян.

Пока первая пара восходителей ждала вторую, на гору медленно, но
неумолимо верно надвигалась издалека свинцовая туча. Я нервничал,
и не дал группе нормально отдохнуть - погнал вниз, прочь от ожидаемой
непогоды. Условились встретиться "вон на той зелёной лужайке" 300
метрами ниже пика Аршан.
-------------------------------------------------------------
И вот в этот момент нас поджидал пиздец. Я уже лежал-отдыхал
на зелёной лужайке, как вдруг услыхал сверху крики и отчаянную
жестикуляцию Саши Филатова. Я побежал обратно наверх, и с
полпути увидел окровавленную Мишину ногу. Оказалось, что при
спуске по курумнику, как я уже отмечал - достаточно живому, на
Мишу сзади свалился здоровенный камень, аккурат пришёлся на
его ступню спереди. Не буду обрисовывать живописные подробности,
только отмечу, что наше дальнейшее передвижение стало невозможным.

Достав телефоны, мы начали пытаться звонить в МЧС, но не тут-то
было. Связь была исчезающе слабой, и нам никак не удавалось всё
по телефону объяснить. В конце концов мы таки сумели послать СМС
"Южный склон пика Аршан, 300 метров ниже вершины, авария". Думали
про вертолёт, но как позже выяснилось, в этих краях всё делается
вручную - просто поднимается к месту происшествия спасгруппа.

Из разрозненных источников мы вроде как поняли, что МЧС в пути,
более того, вроде как даже две разные группы. Стали их ждать.
Тем временем пошёл крупный, холодный град. Продолжался он
недолго, но успел вызвать во мне леденящее предчувствие
"холодной ночёвки".

Возникла идея стащить Мишу вниз, хотя бы к поляне. Я припал
к скале: "Земля русская, дай мне силы недюжинной!" Взвалил Мишу
на плечи и попытался преодолеть курумник. Проблема однако заключалась
в том, что в отличие от Миши маленького, которого я тащил на пике
Любви, Миша старший очень высокий и на плечах держится
неустойчиво, особенно с травмированной ногой. В общем, эта
идея провалилась. Потом Миша смог, при нашей поддержке, сам
сползти по курумнику до поляны - 60 метров мы преодолели за 1 час.
-------------------------------------------------------------
Нам казалось, что МЧС должен прийти с минуты на минуту, но их всё
не было и не было. Саша Филатов сбежал вниз их встречать, а мы
втроём остались на полянке - обустраивать быт, на случай значительной
задержки здесь. Нашли воду, точнее услышали её, и я руками выкопал
"колодец", в котором постепенно скопилась вода.

Теперь дело было за костром - без него мы до утра могли не продержаться
(а перспектива ночевать маячила всё яснее и яснее, по мере того, как МЧС
всё не появлялся и не появлялся). Проблема заключалась в том, что мы
находились высоко над границей леса, и за дровами надо было спускаться
вниз ещё 300 метров по вертикали.

Прикинув, что одежды на всех нас не хватит, мы решили отправить Женю
вниз, заодно чтобы он точно организовал МЧС, если вдруг вышла какая-то
нестыковка. Женя убежал, а я пошёл вниз к Саше Филатову (он как раз
дежурил на уровне границы леса). Вместе мы нашли дрова и попытались
их поднять до нашей лужайки. Но не тут-то было!
-------------------------------------------------------------
Оказалось, что мы оба за день достаточно сильно устали, ведь 2200 общего
подъёма по мягко говоря не самой приятной подложке это уже не пустяки
и не дело житейское. И большие дрова на подъём не давались никак.

Пришлось ограничиться совсем мелочью, что нас сильно обеспокоило -
второй раз совершить "дровяной подвиг" уже не представлялось реальным.
На самом деле я устал больше, чем когда-либо за последние 5 лет, и это
при том, что всё только начиналось.

На поляну мы пришли взмыленные, хотя казалось, что поту в нас уже
неоткуда браться. Пульс зашкаливал, дыхалка тоже ругалась. На поляну
опускались сумерки, МЧС не подавало знаков, ни фонариком, ни по
телефону. Мы разожгли огонь.

В Аршане тем временем, как выяснилось позже, снаряжались две группы
- первоначальные сведения о том, что они уже в пути, не подтвердились.
Женя видел наш костёр, более того, его видело много народу в посёлке.
Спасгруппы вышли в ночь.
-------------------------------------------------------------
Мы же нацепили на себя всё, что у нас было с собой и, окружив едва
теплящийся огонёк костра, ловили каждую его искру. Вокруг стояла
тихая, звёздная горная ночь. Небо было близко, "так близко, что больно
дышать". Бог был где-то рядом, это он оградил нас от ветра, от гроз и
от холода - ведь почти никогда так не может быть, чтобы в горах на
высоте 2300 ночью было и ясно, и тихо, и не морозно. А эта ночь была
именно такой - исключением из правил.

Вокруг нас по периметру горизонта ходили кругом три грозы, бушевала
непогода. А у нас стояла полная тишь и гладь. Я молился, и на душе
было спокойно и гармонично. Молился в том числе и о том, чтобы те,
кто остался внизу, не очень напрягали воображение и не рисовали
себе жутких картин, как мы у потухшего костра ёжимся меж камней,
спасаясь от дождя и урагана. Всё было спокойно.

В какой-то момент снизу полышались звуки дискотеки. Саша Филатов
достал плейер и сказал "Устроим свою, альтернативную!". И дал мне
послушать Олега Медведева. Пританцовывая под него, я мигал фонариком
в сторону предполагавшихся спасателей. Песни Медведева веселили нас
своим содержанием: "Поезд на Сурхарбан", "Странная сказка" и другие им
подобные вроде как оптимизма вселять были не должны, но нам было
хорошо. Мы кипятили воду в моём канчике и грызли вкусные, сладкие вафли.
-------------------------------------------------------------
Ближе к утру мы услышали далеко внизу какие-то отголоски, и вроде как
свет фонаря (исходят ли они из посёлка или же с нужного склона, понять
наверняка было нельзя). Мы стали ещё интенсивнее мигать фонариком
в нужную сторону, однако видимого продвижения огней по направлению
к нам не наблюдалось.

Костёр мы жгли суперэкономно и рассчётливо, как завзятые матэкономисты.
Единственное маломальски весомое бревно клали с таким прицелом, чтобы
оно в нужном месте пережигалось и, складываясь каждый раз на две части,
давало мини-подобие таёжного костра, ``карликовой нодьи''. Затем вокруг
костерка оборачивались калачиком, и пытались дремать или хотя бы не очень
замерзать (как ни крути, а ночью стало прохладно).
-------------------------------------------------------------
Наконец, рассвет зателплился на востоке, за крутым горным кряжем. Меня
бил лёгкий озноб, но даже сквозь него я не мог не удостовериться в том, что
солнечное затмение близко: плоскость ``вращения'' солнца и луны явно
содержало нашу планету. Когда образы вокруг стали различимы, Саша
встал и решительно направился за дровами - ``не догоню, так согреюсь''.
Я помедлил, но всё-таки отправился вслед за ним. Ещё несколько веточек,
с огромным трудом доставленных на полянку, скравили наши последние
холодные часы. На поляну надвигалось Солнце.

Между тем МЧС вышло с нами на устойчивую связь, благодаря в частности
чудесным образом ожившему телефону. Они никак не хотели верить, что мы
ещё на 300 метров выше них, ибо рассудок говорил им ``хватит уже наверх''.
Раз 10 кричал я в трубку, что их голоса слышны строго снизу. Безрезультатно.

В какой-то момент мы с Сашей решили, что МЧС свалило вниз, так как они
уже давно не подавали признаков жизни. И порешили: Саша побежит вниз,
попробует организовать либо вертолёт, либо хоть группу поддержки,
с палатками и спальниками для второй холодной ночёвки.
-------------------------------------------------------------
Но, слава Богу, этим планам не суждено было осуществиться. По пути вниз
Саша таки встретил спасгруппу, которая просто отрубилась на часок поспать
перед решающим ``взлётом'' к нам. Как у Саши хватило сил ещё раз подняться
с ними до места нашей дислокации, я ума не приложу, но он это осуществил,
проявив истинный героизм.

Члены спасгруппы МЧС с виду казались ещё более потрёпанными, чем мы
сами и набросились на остатки нашей еды (припасённой совсем уж на
чёрный день). У них не было даже медикаментов для снижения боли, но
у них был опыт приготовления носилок - они пришли с вырубленными
палками, на которые накрутили несколькими мотками прочную верёвку.
-------------------------------------------------------------
В 14:00 мы двинулись в обратный путь, с Мишей на носилках. Поначалу
носилки всё-таки несли члены спасгруппы МЧС, однако с некоторого
момента нам пришлось их подменять. Второе дыхание пришло ко мне,
и я тоже брался за носилки - до тех пор, пока огромный камень не поставил
временный крест на моей левой руке. К счастью, как раз к тому моменту
подоспели снизу Женя и Митя - подмога пришла, подкрепление прислали!
Они же принесли ещё немного еды.

Остаток пути прошёл под проливным дождём по склону 45 градусов с
буреломом, кустарником и камнями. Каким Божественным чудом мы таки
смогли все оказаться внизу, я сейчас уже не помню. Квинтэссенцией спуска
был локально необходимый подъём на 20 метров - тут-то и стало ясно, до
какой степени мы все устали и измотались. Но мы всё-таки спустились в
22:40 вечера в посёлок Аршан, мокрые до нитки, похудевшие и возмужавшие
(но не наоборот - как говорит мой папа - не похужавщие и возмудевшие).
-------------------------------------------------------------
Дальше были наши жёны, дети, пир на весь мир в кафе Наран, тосты за МЧС
и жаркая-прежаркая баня, уносящая прочь наши беды, страхи и переживания.
Жизнь возвращалась к нам. Я заснул мёртвым сном после 200 грамм водки,
и говорят, на мне всю ночь плясали пьяные друзья и жёны - моя и Сашина.

Не знаю, может это всё и правда. Я не имел возможности засвидетельствовать.
-------------------------------------------------------------
Что я могу сказать? Где мы зашли за черту, перешли ту грань, которую нельзя
переступать? Видимо, рассуждая здраво, мы с самого начала шли без запаса
прочности. Без горной снаряги, с небольшим средним горным опытом взялись
мы за тяжёлый, изнуряющий склон с элементами категорийности. Хотя есть
соблазн просто-напросто всё списать на несчастный случай - в конце концов,
в горах всегда есть вероятность что-то повредить и откуда-то свалиться.

Бог нам судья, но и вы, друзья мои, тоже скажите что-нибудь!

04.08.08, уже из Москвы
linkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: vorobieva_t
2008-08-04 03:01 pm (UTC)
А когда стало понятно, что вы не на тот склон лезете? Может, тогда и надо было вернуться? И перенести мероприятие на другой день - светлое время-то потеряно.

ИМНО, вы очень легко отделались. А что с ногой у пострадавшего? Будет ли когда-нибудь "как было"?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2008-08-05 08:08 am (UTC)
Да-да, с ногой всё будет хорошо (правда, Миша?) -
может через 3-4 недели, а может и скорее.
(Reply) (Parent) (Thread)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: tatiana_mikhail
2008-08-04 03:05 pm (UTC)
Руки-ноги то заживут? :)Все хорошо, что хорошо кончается. Мы тоже при своем опыте походов (более скромном, чем у тебя) попадали из-за наивности, бывало. :)

Мы с Сергеем пока тебя не было твой офис оккупировали, в наших будущих еще ремонт.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2008-08-05 08:15 am (UTC)
Да, надеюсь выздоровеет окончательно.

Там в моём офисе есть книга Топкиса
"Супермоделярность и заменяемость"?

Привет ему, моему офису! Я завтра снова
пропадаю. Окончательно вернусь только
к сентябрю. Так что окуппируйте на здоровье :-)) !
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dimon_w
2008-08-04 03:06 pm (UTC)

Об оснащенности и оперативности МЧС.

Члены спасгруппы МЧС с виду казались ещё более потрёпанными, чем мы
сами и набросились на остатки нашей еды (припасённой совсем уж на
чёрный день). У них не было даже медикаментов для снижения боли, но
у них был опыт приготовления носилок - они пришли с вырубленными
палками, на которые накрутили несколькими мотками прочную верёвку.

Речь не о людях, а об организации, медикаментов - нет, носилки - из подручных средств, вертолет не летает... И это в относительно населенном и популярном у туристов районе... Тоесть тем, кто пропагандирует спутниковый телефон, как способ существенно повысить безопасность походов, можно порекомендовать особенно на быстро прилетевший вертолет не расчитывать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: elentin
2008-08-04 08:05 pm (UTC)

Re: Об оснащенности и оперативности МЧС.

Речь не о людях, а об организации, медикаментов - нет, носилки - из подручных средств

Казалось бы, это как раз очень плохая идея - переться в гору с готовыми жёсткими носилками, а хорошая - уметь их делать из палок, пенок и основной верёвки.

Медикаментов нет - плохо, да.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: _xb
2008-08-04 07:02 pm (UTC)
Леша, очень плохо. в смысле хорошо что хорошо закончилось, но плохо что так вышло. ты был главный?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2008-08-05 08:20 am (UTC)
А какой же ещё :-)))

да, видно жопа моя пока без приключений не обходится.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: (Anonymous)
2008-08-05 03:16 am (UTC)
Привет!
Да, попали вы на "приключение". Задним умом легко на чужие ошибки указывать, да спасателей поругивать.
Вместо этого скажу, что благополучный исход - результат вашего самообладания и взаимовыручки. Ну и твоего огромного походного опыта, Леша.
А вообще напоминает наш майский Беркут Аул (я писала про аварийную ночевку на 3000м, в буран, без воды, и с нетранспортабельной пострадавшей, когда чтоб не замерзнуть мы 10часов непрерывно маршировали в вырубленной в снегу яме и растирали друг друга). Мы тоже там по-детски верили (часов до 2-ух) в пришедших среди ночи спасателей с носилками, медикаментами и горячим чаем. И тоже на следующий день полпути до вертолета сами несли Галку на самодельных носилках (у спасателей не было "кошек"(!), а склон - обледеневший наст со снегом)
Не приходят они среди ночи. Они такие же люди, не бэтмэны, и не станут в буране и темноте штурмовать категорийные склоны в поисках где-то загибающейся группы. Поэтому надо выживать самим и надеяться на помощь с рассветом, что вы и смогли сделать.

Наташа, Павлодар.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2008-08-05 08:24 am (UTC)

О Да !

"Спасатели - тоже люди."
Хотя и очень выносливые.

Теперь я этот тезис вызубрю.

Конечно, у нас всё проще было,
чем у вас тогда. Ниже, летом и т.д.
Нам было проще спастись, но всё
равно, слава тебе Господи, моей-то
заслуги в том никакой нет :-)).

С погодой фантастически сфортило.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nullplex
2008-08-05 11:04 am (UTC)
happy end =)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2008-08-05 01:52 pm (UTC)
Воистину!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sergius_caesar
2008-08-05 02:30 pm (UTC)
Лёшка, привет! Рад, из этой передряги вы выбрались сравнительно благополучно. Но, ей-Богу, не надо на категорийные маршруты без карт и снаряжения ходить. Сам же много раз писал для "начинающих сплавщиков" - "не делайте того, не делайте этого, а еще вот это возьмите с собой". А тут - стрём такой :-( С погодой вам, конечно, Бог помог, это точно. Но повторять такое сто пудов не нужно - это ж до первого ахтунга, а потом в лучшем случае инвалидом можно остаться. "Не искушай Господа Бога твоего..."
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2008-08-06 11:19 am (UTC)

Привет, Серёга !!!

Да, пожалуй - пора уроки извлекать.

Шило всё покоя не даёт, всё гонит куда-то :-))).
вот и сейчас, через 2 часа сваливаю в Костромскую
Область на Летнюю Экологическую Школу -
вести математическое отделение.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nora_kr
2008-08-06 02:24 am (UTC)
Во-первых, выход в 9 утра. Даже спортсмены выходят раньше..
Во-вторых, выговор Шуре Филатову - он-то знает (должен помнить), сколько времени надо минимум и какую сложность представляет из себя гребень Дружба-Аршан (собственно, основные скальные трудности находятся на этом участке). И уж точно, Шура должен был понимать, во что обойдется (во сколько времени и сил выльется) неправильный курс в начале пути.

Хорошо, что все обошлось.
Всегда думала, что пословицу "Все, что не убивает нас, делает сильнее", придумали те, кого "убивает часто". Потому что нормальный человек стал бы не сильнее, а умнее.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2008-08-06 11:25 am (UTC)

Привет !!

Это мы с тобой пересеклись пару раз в бане
в институте в Иркутске, да? В СЭИ (ИСЭМ) ?

Хочу Шуру защитить - идти было тяжело в тумане
и душно, и я настоял, чтоб налево пёрли на хребет вверх.

Однако про 9 утра обеими руками "За"!!!! Шура вообще
говорил, что первые два раза (правда, не добираясь до
вершины) они выходили в 12:30 дня (!!!). Вышел некий
компромисс между моими 5-6 утра и 12 дня.......

Но конечно, это бы особо не помогло. Боюсь, всё равно
холодную бы словили, если бы даже на 4-5 часов раньше.

Так что Саша Филатов не виноват !

Да.... кто умнее, кто сильнее, хрен его знает. Я как-то
никак не поумнею до конца, хотя каждый раз думаю,
что вот теперь-то точно.. Ну, теперь-то точно!!! :-))))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: rstepanov
2008-08-06 06:41 am (UTC)
Да, жутко. У вас теплое что-нибудь было с собой, кроме шорт, как в Гоуджеките?
Саша Филатов молодчина.
Кто мог предполагать, что камень свалится!
А ты левую руку-то побереги, тебе еще на гитаре играть для нас!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2008-08-06 11:26 am (UTC)

Привет, Рома !!

Ну да, слава Богу я "зачем-то" утром напихал
в рюкзак дохрена одежды.. на автомате :-))))
ещё помню, с тоской всё это клал типа "всё
равно не понадобится, хрен ли каждый раз тащу"
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: k_a_m_a
2008-08-06 09:31 am (UTC)
Вот свезло так свезло!)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2008-08-06 11:27 am (UTC)
Да, слава тебе Господи!!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fial_
2008-08-06 03:19 pm (UTC)
Гигант! Такой отчет выдал!
Впрочем, и выход неординарный. Разве что вот с этим сопоставим по упаханности: http://users.livejournal.com/fial_/59825.html
Вроде все верно!
Ссылочку у себя поставлю. И фоток может накидаю несколько.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2008-08-13 05:54 pm (UTC)

Спасибо, Сашка :-)) !

Я хотел разбора полёта. Как-никак, завтра
40 школьников на 10 дней в Хибины вести :-))))

Будет время, пиши про однопиковость и футбол,
а также про языки и прочее - приеду, добьём это дело !
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: gnom_ibragim
2008-08-07 06:13 am (UTC)
а в каких числах это происходило? просто я 24 июля сидел на Дружбе и слышал 2 мужских голоса со стороны пика Аршан.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fial_
2008-08-08 04:36 am (UTC)
Именно 24-го. Это нас видел. А мы тебя. Только нас четверо было.
Я даже заснял фото - завтра на мыло отправлю :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: akhrabrov
2008-08-11 09:07 pm (UTC)
Хорошо, что все удачно закончилось.

В тропах там очень легко запутаться. Я имея карту и навигатор не смог за разумное время выйти на ручей Артемьева, чтобы дальше по нему подняться до озера.

Запас прочности был слабоват. Про теплую одежду на Восточных Саянах мне говорили множество человек и даже рассказывали страшные истории. В результате я старательно таскал ее с собой. Альпенштоки-то у вас хоть были? Веревка? Аптечка? Список можно продолжить.

Запаса времени почти не было. Например, просто получасовой дождь стеной мог бы привести к тому, что вам бы пришлось застрять наверху. Там такое не редкость. Меня в этом году накрыло, но уже в поселке рядом с домом.

Вообще очень поучительное описание, я для себя сделал некоторые выводы про то, что надо бы брать с собой даже в радиалки.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2008-08-13 05:57 pm (UTC)
Альпеншток настоящий был у троих. Верёвки не было.
Аптечки (позор на мою седую голову) тоже не было...

Про дождь - абсолютно верно (да и про остальное тоже)
- просто Бог спас. Я тоже сделал кучу выводов.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yuribedny
2008-08-19 02:50 pm (UTC)
У меня опыт маленький, так что можете на советы большого внимания не обращать. Наверняка сами все знаете и слушать скорее мне Вас надо.

Но все-же, мое мнение:

1) Выходить лучше сильно с запасом светового времени, рассчитывая изначально на возможные проблемы. Убедить в этом группу, да - непросто :-)

2) В туман идти без GPS очень опасно! Даже на безобидный склон. А простой GPS - очень доступная вещь. Карт встроенных не надо. Привязка к бумажной легко делается.

3) Если не уверены, что склон (перевал) не тот - лучше вернуться вниз и подумать еще раз. Хотя не хочется, особенно если кажется, что скоро все прояснится.
Небольшой пример личного раздолбайства :-) Этой осенью поднимались на пер. Орлиный (Снежный) в Хибинах, 2А.
http://www.khibiny.net/component/option,com_cinema/Itemid,78/task,detail/id,16/
Оказалось, что промахнулись метров на 100 (думали, были подробная карта, описание перевала, GPS, руководитель несколько раз был в Хибинах). Полезли по разлому. Чем выше лезли - тем больше сомнений. В какой то момент отправился на разведку без рюкзака. Минут через 20 уже понял, что это не Орлиный. С рюкзаками здесь делать нечего. Подумал, не спуститься ли вниз, но казалось, что скоро уже влезу на плато и узнаю сверху, где же Орлиный. А возвращаться так и не узнав - обидно. Вскоре появились обледенения, часто приходилось полностью вытягивать на руках вверх, чтобы продвигаться. Стало страшно, а плато все не было. Все-таки влез. Радость была недолгой. Во-первых, с того места, где я вылез на плато, Орлиного видно не было, а карты я не взял (для разведки проходимости она не особо нужна). Ну а главное, я только тогда понял, что слезать то будет гораздо сложнее! Стало, честно говоря, очень страшно.. Возникла отличная мысль - найти Орлиный и спуститься по нему. Найти - нашел. Но очевидного спуска с плато в седловину - не оказалось. Пришлось спускаться по той же расщелине (>= 2B, наверное), по которой забрался. Скалолазам (даже новичкам), может, это показалось бы легко, но неподготовленному человеку без страховки... вообщем прыгать с парашютом по-сравнению с этим - совершенно не страшно.

Вообщем, закончилось все благополучно - спустился. Другое дело, что заняла разведка далеко не 20мин. В результате этого и ошибочного подъема на Орлиный начали подниматься сильно позже запланированного времени. И окончание спуска происходило в сумерках.

4) Теплые вещи в высокие радиалки брать надо - мало ли какие возникнут проблемы при спуске.

5) Возможно, хорошим вариантом было сразу послать одного человека вниз за помощью. На сколько я понял, связь была очень неустойчивая, и спасатели могли еще сколько угодно долго Вас искать, не зная координат. Кроме того, родственники внизу могли излишне сильно волноваться.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yuribedny
2008-08-19 03:08 pm (UTC)
Ну и пример на пункт 1). Из того же похода по Хибинах (есть и из другого:-) Словами из отчета руководителя.

"Утром долго не выходим из палатки - дождь все барабанит. После завтрака около 12-00 дождь заканчивается - выходим.
Отступление: у нас прогулка, поход н/к, время не регламентировано...
Поднимаемся на в.Лявочорр, слева страшная стена пер.Центр.Лявочорр (как ее проходили москвичи Shocked ). Наверху плотный снег, иногда проваливаемся по колено. Фонарики - бахилы пригодились. Движемся на юг-юго-восток в сторону спуска с Лявочорра в долину ручья Майвальтайок. Иногда солнце прорывает густую облачность. Подходим к спуску с хребта - темнеет, усиливается ветер в спину. Спуск – слегка обледенелые камни, плотный наст. Начинается снежная вьюга, сильный ветер. Аленка хромает. Решаем отложить спуск до утра – ночевка наверху. Строим снежную стену. Студенты самоотверженно копают – ногами и руками, твердый пендель – только у меня.
2 часа снего-рытья, свояли полукруглую стенку. Но палатка 3-ка, Беркут уже полулежит.
Делать нечего – быстрый ужин – спим как можем. Аленку кладем на надувн.коврик – на всякий случай. Юра подпирает стену с рюкзаками, я в какой-то яме, на лице палатка.
В 4-40 утра слышим стук зубов – Юра спрашивает который час и приближается в оледеневшем спальнике поближе к Аленке."

http://foto.mail.ru/mail/leonski/1/22.html
http://foto.mail.ru/mail/leonski/1/23.html
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: (Anonymous)
2008-09-04 01:18 pm (UTC)
Извените, как верно заметил Леша я еще не ас в нете и пока захожу как умею (а тобишь как проще).. Но, ближе, как говорится, к телу! Леша :-) ты от скромности не умрешь :-) (Да, забыл представиться - Женя Зацепин из "поселка" Зима (для справки: Зима, по меркам Восточной Сибири, это город:-) ) Но, продолжим. В целом Леня не отклонялся в своем рассказе от истины, но на мой (достаточно малоопытный взгляд) не так уж это было и жутко (но если это так, то как хорошо, что я не знал этого тогда). Миша Дворников - и все-таки я прав в том, что человек, в сложных, не стандартных и экстремальных ситуациях, мобилизует свои силы сам того не осознавая. Это, во многом и помогает.

А теперь Ibragim: да, это были мы (24 июля 2008 года около 16 часов местного мы с Лешей первыми поднялись на п. Аршан, и, по всей видимости, ты слышал наши голоса. Через полчаса поднялись Саша и Миша. И мы тебя видели и даже запечатлили на фото).

Ребята, очень рад "видеть" вас. Надеюсь в скором времени я настроюсь :-) Всем привет!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2008-09-11 05:30 pm (UTC)
ПРИВЕТ, ЖЕНЬКА !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Какой у тебя е-мейл? Пиши мне hibiny@mail.ru !

В феврале-марте увидимся !!!!!!

Лёха
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>