?

Log in

No account? Create an account
.......в продолжение/пояснение предыдущего поста. - ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО [entries|archive|friends|userinfo]
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО

[ website | Савватеев ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

.......в продолжение/пояснение предыдущего поста. [Sep. 6th, 2008|12:53 pm]
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО
Друзья мои!

Как вы поняли из предыдущего поста, в Хибинах тоже был экстрим и
спасработы. Не в нашей группе, но мы, конечно, помогали.

Подумав и посоветовавшись с друзьями, я решил поступить так:
сначала выложить рассказ о том, как всё было, а потом - обсуждение
выводов, которые мы из этого случая извлекли. Обсуждение может
быть немного сумбурным, местами противоречивым - в общем,
далеко не по всем вопросам мы пришли к единому мнению.

А этот пост просто рассказ. Ловите, читайте!
Спасработы "на бис", или "А вдруг война?"

В одну и ту же реку не войти дважды, это хорошо известно. На своих
ошибках не учится только дурак (а умный, напротив, как раз на них и
предпочитает учиться; тех же, кто учится на чужих ошибках, попросту
не существует). Опыт, полученный в той или иной жизненной ситуации,
редко когда пригождается впоследствии напрямую.

Всё это верно, но есть исключения из любых правил - исключения, эти
правила лишь подтверждающие. В Хибинах мне вновь пришлось помогать
сносить вниз пострадавшего (на этот раз пострадавшую), вновь из-под
самой вершины, вновь со стрёмной ночёвкой наверху. Де-жа-вю, короче.

Несколько различий, однако, имелось:

1. Это случилось не в нашей группе из 38 человек, а в дружественной
группе, состоявшей всего из двух участников;

2. Характер травмы, судя по всему, оказался серьёзнее;

3. Спуск, наоборот, был намного проще и ниже;

4. Ночёвка была не холодной, а мокрой (впятером со спальниками
под одним тентом, на склоне уклоном 10 градусов и под дождём).

А теперь - по порядку.
-------------------------
"Настоящий мужик не несёт тяжёлый рюкзак - потому что вдруг война",
любил говорить Глеб Гусев, когда нам с ним не доставался переходящий
из рук в руки (точнее, вырываемый из рук в руки) рюкзак на радиалках.

Похожую мысль обсуждали мы с Коковиным когда-то давно: лев 22 часа
в сутки спит, потому что он должен быть отдохнувшим на случай "войны":
проснётся и вломит. Вот и мы, старшие, должны быть не уставшими на
тот случай, если придётся топать 5,10,15, 20 часов подряд: тогда-то мы
и возьмём эти рюкзаки, и будем их нести всё оставшееся время.

Так-то оно так, но видать повторили мы это "а вдруг война" слишком
много раз. И она пришла, явилась на наш зов. Как говорится, пиздец
подкрался незаметно. Дело в том, что к нашей группе на пару дней
планировал присоединиться Саша Тонис, который со своей спутницей
Леной приехал в Хибины на 5-6 дней, отдохнуть после тяжелейшего
похода по Камчатке (куда он ходил, а Лена - нет). И вот, наконец, они
появились у нас, доведя наше общее количество до невообразимого
числа 40. В первый вечер мы с Сашкой вспомнили былое, попели
дуэтом множество старых песен под гитару.
-------------------------
На следующий день у нас была днёвка, а у Саши с Леной - радиалка.
Мы ждали их вечером, чтобы снова вместе петь и тусоваться, и только
собрались мы после бани у костра, только расчехлили гитару и даже
спели половину песни "Стрекоза и муравей", как увидели бежавшего
к нам Сашу Тониса. Через секунду стало ясно: песен не будет. Показав
красноречивый жест сложенными накрест руками, он оборвал песню
на полуслове: "Срыв со снежника, подозрение на перелом. 800 метров
вверх, 4 километра по прямой, под Индивичвумчорром, на склоне чуть
ниже вершины." Часы показывали 21:20.

Я молча надел и зашнуровал ботинки. Сборы заняли минут 20, хотя
конечно надо было чуть дольше спокойно посидеть и составить более
вразумительный план. Почему - поймёте ниже по тексту. В результате
Саша Тонис, Витя Пржиялковский, Глеб Гусев и я стартанули вперёд,
а врач Лена Пржиялковская и Митя Ильинский - чуть позже, вслед за
нами, собрав аварийную аптечку. До темноты оставалось не больше
двух часов, медлить было нельзя. Надо сказать, что наши школьники
проявили себя великолепно - сразу врубились в ситуацию, быстро и
оперативно помогли нам собраться.
-------------------------
Перед стартом я оглянулся назад. Мои школьники, вся наша группа
молча смотрели на нас, встав полукольцом вокруг костра. В глазах
было немое чувство внезапного осиротения. Я подбадривающе
подмигнул - "завтра допоём, друзья мои!", хотя, честно говоря,
в подобный исход не верил. Дима Зарубин остался за старшего.

Подъём дался тяжело - один из рюкзаков был за 30, надвигалась
непогода, затормаживая и мышцы, и мозги. Шли мы совсем не
оптимальным маршрутом, нервничая и совершая ошибки в выборе
пути. Наконец вдали, наверху замаячил тот самый снежник, под
которым, замерзая на камнях, лежала травмированная девушка
Лена. Стало смеркаться, и мы увидели, как она зажгла нам фонарь.

В тот день я понял, зачем в фонарях делают мигающий режим.
-------------------------
Преодолев несколько морен, мы оказались непосредственно у
последнего взлёта. Одного взгляда на него во мраке надвигающейся
ночи было достаточно, чтобы понять: Лена Пржиялковская (наш доктор)
туда не заберётся. Однако эта мысль лишь полоснула меня по мозгам,
как внезапный удар хлыста, но не задержалась в голове и не позволила
встать и подкорректировать наш план, оставив внизу хотя бы нашу палатку.

Нет, мы начали карабкаться наверх. Саша полез на мокрые скалы,
я же счёл это занятие опасным, и двинул в обход. Я думаю, Саша не
будет на меня обижаться за следующие слова, но я тогда подумал, что
его переклинило: ни спуск по тому снежнику, что хорошо просматривался
впереди и наверху, ни дальнейший планировавшийся им спуск вниз по
_тому_,_что_мы_в_тот_момент_преодолевали_, ни текущий подъём
Сашиным маршрутом не могут прийти в голову здравомыслящему туристу.
Тем более, что спуск по гребню был совершенно бескатегорийным.

Но конечно, я это пишу не чтобы обвинять, ибо с каждым может случиться,
а исключительно в целях предостережения на будущее: не кидайтесь ни
в какие авантюры вечером, ибо вечер - не время для разумных оценок!
Я сам несколько раз превышал порог безопасности в своей жизни, и все
эти случаи происходили как раз ближе к ночи.
-------------------------
В общем, моя оценка того склона - 1Б/2А (по крайней мере, в условиях ночи
и начавшегося дождя). Слава Богу, всё-таки мы благополучно добрались
до Лены, ровно через 3 часа после того, как Саша её оставил, побежав
к нам за подмогой.

Дождь усилился. Конечно, большая часть тёплых вещей ехала в рюкзаке
у Мити (мы полагали, ха-ха, что убежим от них с Леной Пржиялковской
минут на 10-15). Кое-как утеплившись, поставили палатку Саши на камне
в пяти метрах от Лены, и начали транспортировку пострадавшей в
палатку. Процесс сильно затруднялся тем, что сразу за Леной начинался
обрыв вниз (да, да, Господь Бог её вынес на руках - ещё одно движение,
и спасработы, увы, носили бы совершенно другой характер и назывались
бы иначе).

Страховать снизу не было возможности, поэтому мы обхватили Лену
верёвкой вокруг груди и страховали сверху. Малейшее неверное
движение вызывало адскую боль, ибо колено было раздроблено, да и
вторая нога тоже получила значительные повреждения. Лена держалась
молодцом, но всё равно тащить её не получалось. Как и на Аршане,
в результате единственным выходом оказался тот, при котором она
ползла сама. Только, в отличие от Миши Дворникова, она это делала
со скоростью 5 метров в час. То есть весь путь она преодолела за 1 час.
-------------------------
Я же всё это время размышлял о дальнейших перспективах. Совершенно
очевидно, что стащить её вниз самостоятельно мы не смогли бы. Нужен
был отряд МЧС. К тому же выводу, конечно, пришли и мои друзья. Кроме
того, у нас была вторая палатка, а у Мити и Лены Пржиялковской внизу
палатки не было, следовательно, нам нужно было под покровом ночи
совершать спуск вниз, назад. Уложив Лену и оставив с ней Сашу, мы
тронулись вниз, соблюдая максимум осторожности. Спуск занял 40
минут (в то время как подъём, кажется, не больше 20-ти) - никто не
хотел умирать, да и нового травмированного на месте горе-спасателя
нам ещё не хватало!

Внизу мы нашли кое-как мало-мальски приличное место, и поставили
- нет, не палатку, ибо она была двухместная, а нас было пятеро - а один
тент, растянув его по максимуму. Даже на этой высоте нас донимали
летучие твари, которые, как всегда, активизировались перед дождём
и преследовали нас от зоны леса. Плюс дождь и наклон в 10 градусов,
с которым мы боролись, разложив под ногами бульники. В 3:30 мы легли
и уснули - если это можно назвать сном. Мой спальник торчал наполовину
из-под тента, но мне было, говоря грубым языком, просто насрать. Я спал.
-------------------------
В 7 утра к нам в палатку заглянул Дима Зарубин, и сказал, что они со
спасателем поднялись к Тонису и Лене, и спасатель вызвал отряд из
Кировска - "Не пронести её вниз. Никак". Ну ещё бы, я бы удивился,
услышав что-то другое.

Потом я выглянул наружу. Белая плотная мгла, нас накрыло тучей.
В дальнейшем туча то отступала, открывая невиданный по красоте
вид на долину Кукисвума, то вновь облепляла нас со всех сторон.

Димка убежал к детям, и по нашей договорённости, должен был вести
их, как и планировалось, через Западный Петрелиус в долину Малой
Белой. Мы должны были к ним присоединиться по окончании спасработ,
как я сказал, вероятнее всего автобусом из Кировска до станции Хибины
и там пешком по дороге.
-------------------------
Покемарив ещё с часик, мы услыхали голоса: отряд из Кировска
поднимался по гребню горы. Я и Виктор полезли им наперерез, и
подсекли их на гребне. "Отбить бы вам всем почки!" - коротко встретил
нас начальник спасгруппы, узнав, что мы 38 школьников ведём в Хибины,
не регистрируя в местной службе спасения. Димка на КСС сообщил наш
план по дням, но надо было его продиктовать перед выходом на маршрут.
Кроме того, начальник как-то отождествил нас всех, упорно считая, что
авария произошла в нашей группе, хотя понятно, что в наших планах не
было ничего похожего.

"Ага, Западный Петрелиус, ну-ну. Звонят тут неделю назад - спасайте,
мол, мы на Западном Петрелиусе сидим! Приезжаем - а они на
Восточном. Почём ты знаешь, как ваши школьники сейчас без вас
пойдут?" (Восточный - сложный, категорийный, в отличие от Западного).
Я стал убеждать, что наши точно знают, куда идти. Я сам был уверен
в этом.....
-------------------------
У спасателей не было GPS. Как говорится, без комментариев. Мы сразу
же решили с Витей, что возьмём общественные деньги из кассы нашего
класса и подарим GPS Кировской службе КСС, с благодарностью за
помощь, оказанную нам. Забегая вперёд, скажу, что мы это уже сделали -
Саша ездил в Москву за носилками, и привёз заодно им прибор !

В общем, руководствуясь нашим прибором, мы нашли Лену и Сашу,
а Митя и Глеб тоже подтянулись наверх, повторив метр за метром
наш ночной маршрут. Дальше спасатели протащили Лену вверх по
снежнику, погрузив в профессиональные носилки, установив
посередине снежника "станцию" из двух ледорубов с верёвками.
Смотреть было страшно (снежник тот с наклоном 35-40 градусов),
но завораживающе. А ребята ещё и веселились, фотографируясь
на снежнике в разных позах. И это правильно - только с таким
настроем можно день за днём, ночь за ночью спасать искалеченных
людей и выносить с гор трупы. Я никогда не перестану восхищаться
представителями этой профессии !

Наверху, на гребне, мы подхватили носилки под 6 рук и, меняясь, часов
за 5 спустили Лену вниз. Руки у меня слабые, а жаль - не стать мне
спасателем. В результате большую часть пути я вместо этого нёс
35-килограмовый рюкзак Саши Тониса. Но ничего, ведь с каждого
из нас будет спрошено строго по способностям нашим....
-------------------------
Вот и всё? Нет, ошибаетесь, не всё! Приключения продолжались.

Я взялся сбегать туда-обратно на КСС за нашими документами и
деньгами. Сел в машину спасателей, которая везла Лену, и за первым
же поворотом мы въехали по самое... в болото. Машина застряла.

"Быстрее так добежишь, парень" - это был очень мудрый комментарий.
Я вылез из машины и пошёл по дороге в стороку КСС. С пустым желудком,
толком не спамши и прилично поработав с утра, шлось так себе - скорее
на автомате. Ноги тикали "тик-так", а душа как бы парила над дорогой.
Такое состояние уже один раз посещало меня лет 10 назад на Таганае,
когда я прошёл по горам вообще без еды 85 километров, и уже по асфальту
маршировал от Карабаша в Миасс. Кажется, что душа почти отделилась
от тела, а ноги продолжают привычно маршировать.

На КСС меня ждала награда. Несколько подростков разного возраста
обступили меня, расспрашивая, что и как. Выяснилось, что они все -
участники Кировской рок-группы "Катастрофа", и мы обсудили с ними
разные музыкальные тонкости. "Чего ты хочешь больше всего на свете?"
- СУП !!!!!! И они налили мне огромную тарелку вермишелевого супа!
Да ещё вдобавок салатиком угостили, и чаем с сахаром - благо ждать
пришлось долго, ту машину вытаскивали с помощью ещё одной машины.
Уйти я не мог, нам кое-что надо было обсудить с Тонисом.

Наверное, кто-то скажет, что я поступил плохо, съев суп и чай. Ведь
друзья там, вдалеке, не ели горячей еды около суток подряд. Может
быть, Вы и правы, дорогой читатель, но зато я теперь был готов нести
тяжёлый рюкзак, и вообще наличие одного бодрого человека усилило
группу. Тем более, у них было много разного сыра и шоколада, которые
я не мог бы есть, в силу свойсвт своего желудка (без супа ничего нельзя).
-------------------------
Я вернулся к ребятам поздно: мы долго ждали машину спасателей. Итог
состоял в том, что в 19:00 мы двинули в сторону перевала Западный
Петрелиус. Опасно так поступать, но я чувствовал своим "барометром",
что серьёзного шторма не предвидится. В 21:30 мы были на перевале.

По пути вниз то и дело начинался дождь. Сейчас я понимаю, что
отсутствие каких-либо следов на снежниках должно было нас всех
насторожить. Но почему-то мы тогда этому не придали значения!
Наверное, очень быстро бежали, желая отхватить как можно больше
светлого времени. До начала сумерек мы вступили в зону леса.

Вскоре впереди послышались голоса, и я на секунду решил: всё,
день закончен. Но это были не наши, а группа квадроциклистов,
по-моему уже изрядно принявшая на грудь. Ребята рассказали, что
мимо них прошла несколько часов назад огромная группа, а один
добавил: "Они шли Восточным Петрелиусом". <......>
---------------------------------------
Я просто не поверил. Мужик говорил, что так ему сказала одна девушка.
Ну, думаю, мало ли что она сказала, мало ли что он услышал, пьяный.
В общем, слегка встревожились, но решили, что это бред.

Дорога под ногами летела назад, унося с собой наши последние силы.
Лена Пржиялковская доказала мне в эти два дня, что её можно брать
куда угодно. После Хибин двухлетней давности она совершила просто
невообразимый шаг вперёд, а может это замужество так сказалось -
ведь недаром девушки все так хотят замуж, что-то же за этим стоит?

Мы шли и шли, а наших всё не было и не было. Наконец, мы вышли к
броду через Малую Белую, и увидали маркер, прикреплённый к дереву
(мы всё время высматривали маркеры, и это был первый на пути).

Он был не подписан, и содержал буквально следующее (verbatim):

1) Включите сотовые телефоны !!!!!!

2) Идите через брод по дороге до станции Хибины.
---------------------------------------
Поставьте себя на наше место. Что мы должны были подумать?
Почерк похож на Димин, Дима не спал всю ночь, подписать забыл,
да ещё вдруг и впрямь у них что-то на восточном Петрелиусе случилось,
и они побежали к станции? Вот тут-то мы все потеряли покой.

Мобильники мы включили, но связи не было. Что делать, неясно.
Пройдя 2.5 километра, мы решили встать на ночь. Было 1 час ночи,
и уже ни думать, ни идти толком не хотелось... Если бы записка эта
точно была от Димы, мы бы нашли в себе силы и дошли. А так.....

В общем, свалились и уснули, опять впятером под тентом,
опять дождь, опять комары. На войне как на войне.....
---------------------------------------
Я проснулся в 7 утра. Состояние было лучше, чем можно было ожидать,
и решил идти на станцию, и всё там выяснить, пока ребята отдыхают.
Не прошёл я и 500 метров, однако, как меня догнал верный Глеб!

Ну, а вдвоём-то всяко веселее! Придя на станцию Хибины, мы никого
не нашли, кроме двух душевных алкогольков, позвавших к себе "на чай".
Глеб подошёл ко мне, и твёрдо сказал: "Помни, мы в детском походе.
Только чай! К тому же, на рекорд идёшь!" (я уже девятый день не пил
ни капли спиртного). Про нашу группу они ничего не знали.

На столе, естественно, стоял не чай, а бутылка водки, наполненная
какой-то прозрачной жидкостью. Но мы решительно отказались -
и нам поставили чайник. А сами ребята (хозяина звали Толик) налили
по одной, и собрались выпить за знакомство с нами.

Дальше произошла забавная история. Толик сделал звонок по мобильнику,
а пока он говорил (с женой, "Купи ещё хлеба. Потому что я так сказал. Всё,
отбой."), второй свою рюмку опрокинул внутрь.

Тот, второй, ничего не сказал. Но отошёл в сторонку. Когда же разговор
по мобильнику закончился, он сказал Толику: "Урод, чё не предупредил,
что это чистый спирт?" А Толик - резонно в ответ: "Ну так а чё ты вперёд
хозяина-то выпиваешь, а? Я только разбавить собирался. Ну ладно, а
теперь я повторю твою ошибку........."
---------------------------------------
Они дали нам в дорогу сала, хлеба, кучу консервов и большущую бадью
горячего чая с сахаром. Отблагодарить было нечем, но они и слушать
об этом не хотели - "мы чё, жлобы што ли? Берите, а то по роже врежем!"

Когда мы вернулись к палатке, наши ещё спали. Разумеется, их радости
от всего этого достатка не было границ. Поев, мы стали обдумывать план
дальнейших действий, но тут наконец зазвонил телефон, и выяснилось,
что наши встали на ручье недалеко от брода. "Почему же маркер не
оставили там?????" вопрошали себя мы, проделывая 3 километра
пути в обратном направлении и снова бродя Малую Белую. Записка
на броде, соответственно, была адресована не нам, но я настоял, чтоб
её на место не возвращать: кто знает, сколько ещё групп ошибётся,
приняв её на свой счёт....
---------------------------------------
А потом была Встреча на Эльбе, объятия, горячая еда и гитара.
Выяснилось, что они и впрямь прошли Восточным Петрелиусом,
потому что он на карте Хибин помечен Западным (и наоброт), и
Димка утверждал, что мы это в Москве специально обсуждали
и я указал на Восточный Петрелиус, сказав, что это и есть Западный
и идти надо им. Я до сих пор уверен, что не мог так сказать - я же их
наизусть знаю, но даже факт обсуждения не помню. Видимо, голова
в тот момент была занята целиком организацией Байкальской Школы.....
Слава тебе Господи, что там никто не упал!

Маркер был конечно не их, а вот почему они нам не оставили маркера...
спишем на всеобщую усталость и сонливость. Забыли, были уверены,
что мы в тот день не придём (это и впрямь был подвиг!), мало ли что.

Короче говоря, не судите, и не судимы будете !
---------------------------------------
Вот и всё. Этим же вечером мы с Глебом уехали на Летнюю Школу в
Судиславль, причём ехали поездом Мурманск - Вологда, впервые в
жизни! Всю дорогу нас пытались спаивать, но я продержался - ведь
я шёл на абсолютный рекорд, 10 календарных дней без спиртного!
Если бы не Глеб, не видать мне этой вершины как своих ушей !
---------------------------------------
PS И напоследок - впечатление о спасателях от Глеба:
---------------------------------------
---------------------------------------
Вообще, я восхищяюсь тем, насколько адекватно вели себя спасатели.
Не подумайте, что я сейчас выставляю им высший бал с высоты своего
сознания, и что спасатели превзошли мои ожидания. Просто я первый 
раз видел их в действии, точнее участвовал в этом действии, временно
вступив в их ряды - и был впечатлен их человеческим здравомыслием,
способностью точно оцениить ситуацию в аварийных условиях, спокойно
и надежно принять верное решение. Я запомнил тот момент, когда носилки 
с потерпевшей были готовы к подъему по снежнику. Я говорю: "помощь
нужна?". Спасатель (кажется, Ренат) спокойно смерил нас взглядом - меня
и Митю - и прикинул матожидание количесва жертв в случае положительного
и отрицательного решения (таких выражений он не знает). "У вас нет кошек",
- рассуждал он вслух. А я подумал: он не уверен - похоже, помощь не
помешала бы. "Ладно, справимся сами, поднимайтесь в обход по камням" -
заключил он. И в этом коротком диалоге я почувствовал, что командир
принял партизан в свою часть, не задавая лишних вопросов об их
национальности и сексуальной ориентации. Одним взглядом он
оценил наши боевые качества, и теперь мы его солдаты, он нами
командует и оберегает нас до конца операции.
--------------------------------------
linkReply

Comments:
From: dt2006
2008-09-06 05:21 pm (UTC)
Пара вопросов.

1. Когда все произошло? По написанному, часов в 7-8 вечера.

2. Верно ли, что веревок или каких-нибудь их заместителей не было?

И 2 комментария.

1. IMHO, описание страдает, мягко говоря, излишней романтичностью. Не знаю, каковы цели текста, но одна из моих - в последнее время - объяснить народу, что в спасах романтика немного есть, но по большей части это тяжело, плохо и больно.

2. По мотивам читанных мной обсуждений подобного. Давайте попробуем написать как можно меньше банальностей, иначе выводом многих читателей будет "Чушь обычная. Не читать."

Некие мысли по ситуациям (Саяны, Хибины) есть, но считаю, что правильно озвучить их после Вас с Сашей (если будет, что сказать).

Извините за возможно излишнюю резкость. Дима Шварц.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: atonis
2008-09-06 08:15 pm (UTC)

Отвечу

1. Срыв произошел примерно в 20:00, при спуске с горы Индивичвумчорр по снежнику крутизной 30-35 градусов (вверху положе, внизу круче). Лена поскользнулась, упала на снег и поехала вниз. Пыталась зарубиться трекинговыми палками, но безуспешно. Ударилась ногами в камни, перелетела их и через несколько метров остановилась на пологой каменной площадке под снежником.

2. Основной веревки не было. Был шнур 4мм длиной 25м, который потом использовался в разных целях (для страховки при переносе в палатку, подвешивания ноги и т.п.).

Из выводов, которые мне не кажутся банальными (хотя призыв не рисковать менее опытными участниками очень важен, и повторять его не будет лишним!), отмечу следующее:

1. У этой аварии было две причины. Первая и главная - психологическая. У многих людей, в том числе, и у меня, случаются состояния "срыва сознания", когда эмоциональный порыв выходит из-под контроля разума. Причины бывают разные. В данном случае, видимо, была эйфория, "опьянение горами". Наверно, сказалось и время суток: как справедливо заметил Леша, "вечер - не время для разумных оценок". В результате мы пошли на спуск по снежнику вместо того, чтобы безопасно сойти вниз по каменному гребню.

Срывы сознания и связанные с ними проявления азарта и лихачества - вещь частая (ради эксперимента пробегите дистанцию ориентирования в хорошем темпе :-)), и надо как-то научиться с ними бороться или направлять в мирное русло. Должно быть много исследований на эту тему... Видимо, надо не стесняться в такой момент сказать человеку: "остановись, остынь".

2. Другая причина, техническая, - неправильная оценка мной состояния снега. Как я уже написал в другом обсуждении, снег проминался под ботинками на 7-10 см, на нем можно было комфортно стоять ногами и передвигаться в любом направлении. Но при срыве улетаешь! Грубо говоря, сила трения покоя намного больше силы трения скольжения. Это был пробел в моем горном опыте.

3. Зарубиться трекинговыми палками на таком склоне невозможно, удается только немного затормозить скольжение. Тем не менее, обязательно надо пытаться задержаться, хоть пальцами - просто чтобы сохранить ориентацию вверх головой. Лена - молодчина, боролась, как могла.

4. Очень правильный комментарий couozu: "постоянно, каждые полторы - 2 секунды мозг задает себе вопрос - а что будет, если срыв. Если ответ - "пиздец" надо срочно что-то исправлять в этой жизни."

5. Потенциально опасные моменты - более простой склон (гора, поход,...) после сложного. Многие аварии происходят именно тогда. На пике Аршан Миша получил травму на курумнике, вскоре после сложного участка крутых плит. У меня непосредственно перед Хибинами была Камчатка со сложными восхождениями. В связи с этим не могу не отметить комментарий janemouse: "если же руководитель исходно знает, что он намного сильнее и опытнее большинства участников, то он чаще всего следит за своими участниками внимательнее, чем тот руководитель, который привык ходить с лосями". Это все не обязательно реализуется, но как факторы риска надо учитывать.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: iponomaryov
2008-09-06 11:42 pm (UTC)
От Дима Шварц: 1. IMHO, описание страдает, мягко говоря, излишней романтичностью. Не знаю, каковы цели текста, но одна из моих - в последнее время - объяснить народу, что в спасах романтика немного есть, но по большей части это тяжело, плохо и больно.

2. По мотивам читанных мной обсуждений подобного. Давайте попробуем написать как можно меньше банальностей, иначе выводом многих читателей будет "Чушь обычная. Не читать."


От меня:

(а) Спасибо за описание. Если соберешься делать второй "менее романтичный" вариант, то сохрани этот обязательно. (кстати неплохо было бы немноготекст разровнять, а то он колонкой в полэкрана - читать не удобно). Именно такое описание позволяет понять, что спасы - это тяжко, но так же наблюдательным читателям будут и видны ошибки и их причины.

(б) Не стоит ориентироваться на "многих" читателей, так как большинство читателей с трудом читают больше 2 абзацев текста. Заинтересованный читатель будет вникать в любое обсуждение.

(в) "Наверное, кто-то скажет, что я поступил плохо, съев суп и чай. Ведь друзья там, вдалеке, не ели горячей еды около суток подряд. Может быть, Вы и правы, дорогой читатель ..." - похоже эта фраза для молодых неокрепших умов? Ибо каждый опытный челвек знает, что жрать и спать надо при первой же возможности, так как калории и отдых нужны для работы. И нельзя неокрепшим умам давать сомневаться в этом.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2008-09-07 03:17 pm (UTC)
Да нет, вместо "менее романтичного" просто
будет обсуждение оргвыводов. Этот стирать
не буду :-)))). Только выравнивать и т.п.
я просто-напросто не умею :-)))))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: dt2006
2008-09-07 04:51 pm (UTC)
(а) Вопрос в том, кому понять. Вам и мне это понимать уже не надо. Но аудитория Леши - во многом его ученики и связанная с ними тусовка. Многие из них (надеюсь никого не обидеть, для меня это было чудесным временем в туризме) входят в категорию с условным названием "романтичный чайник". И наши мнения об их реакции на текст, видимо, различны.

Другая проблема в том, что текст имеет некоторую художественную ценность и цель ее достичь. Эта цель перпендикулярна точному изложению событий и мешает ему. Пример. Осенью 2006 года события августа (Вы легко угадаете какие) за неделю до опубликования в излагались мне на кухне. И расстановка акцентов в той правде сильно отличалась от интернет-правды, уже имевшей некоторые свои цели.

В том, что в исполнении Леши именно такой текст будет наиболее информативен, например, для меня, согласен.

(б) То, что я сказал, относится именно к читателю. Пишущие и думающие "не асилил, многа буков" не извлекут ни пользы ни вреда. А вот читатель, увидев несколько стандартных банальных фраз, может отмахнуться, подумав "какие-то идиоты зачем-то ломанулись в 8 вечера на опасный склон, я так очевидно делать не буду". И его уверенность в том, что с ним ничего не случится, усилится. И он поймет проблему, только оказавшись в похожей ситуации. У меня такое дежа вю произошло, например, с плаванием в пороге без спасжилета.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kalugin_andrey
2008-09-07 07:57 pm (UTC)
Сам успел поучаствовать в аналогичных спасах, но попроще - 24.07.2007 поднялся с девушкой на С.Чорргорр и встретил там группу костромичей - 3 мужчины, 1 девушка. У девушки подозрение на перелом или вывих голеностопа - проехалась по снежнику и ударилась в камни ногой. Группа поднялась на перевал просто прогуляться - никакого снаряжения не брали - не было даже телефона спасателей. У меня с собой в аптечке только перевязочные средства - не настолько хорошо разбираюсь в медицине, чтобы применять сильнодействующие средства. После небольшого обсуждения и отзвона спасателям с перевала решили не ждать, спускать самим "на кошлах". За ~2 часа спустили пострадавшую, меняясь каждые 5-10 минут, до уровня большого каменистого выполаживания - сразу над зоной леса. Как раз в это время на выполаживание вышла команда спасателей и занялась пациентом - упаковали в разборные носилки Petzl, провели, если я правильно помню, обезболивание, ногу закатали в надувную шину. Дальше мы помогли донести носилки до дороги и девушку уложили в спасательскую "буханку".
Сам участвовал в реальных спасах первый раз, могу только изложить свои впечатления от работы ребят:
1) все делали быстро, но без суеты - виден большой опыт;
2) девушку упаковывали и носили с шутками и прибаутками - явно заботились о психике пострадавшей, и все делалось от души.
3) с момента звонка до прибытия спасателей на Куэльпорр прошло примерно 2 часа - весьма оперативно - как раз собраться и доехать.

Хотелось бы еще раз поблагодарить ребят за отличную работу и ответственное отношение к делу - общаюсь со спасателями почти каждый год с 2004 и слушая рассказы об охламонах в горах всегда удивляюсь, как они до сих пор тепло относятся к туристам!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2008-09-09 02:08 am (UTC)
Как говорится, +100.

Да, спасатели молодцы, все постоянно в хорошем
настроении и шутят. Я полностью это поддерживаю,
и дай Бог чтоб им всегда было весело :-)) ибо грустить
в таких ситуациях - не их дело, а дело таких охламонов,
как мы, которые лезут в горы на авось.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mi_b
2008-09-08 10:55 am (UTC)
1. зачем на спасвыход на ночь на 6 человек брать "один из рюкзаков 30кг"? там всего груза-то должно быть не больше 40, с железом, палатками итп

2. нужны ли были вы все спасателям наутро? или можно было бы кому-то вернуться к школьникам? их там осталось 30+ с одним взрослым? или были еще взрослые?

3. более философский вопрос - можно ли отправлять детей в горы с человеком, который сам отдельно продолжает заниматься экстремальным туризмом (это не то же самое, что высотный/5ой категории/ технически сложный). Я лично думаю, что ответ на него знаю. Но не скажу ;)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: zfafn
2008-09-08 12:33 pm (UTC)
взрослые ещё были в лагере. Было двое взрослых, немного студентов разных курсов с небольшим опытом.
Школьников был 21 человек...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zfafn
2008-09-08 12:30 pm (UTC)
Да.. пожалуй, мне есть, что добавить.. вероятно нужно попросить какое-то описание и от школьников или взрослых оставшихся в лагере. От них я слышал пока о 30 минутах тишины у костра. Без единого слова

пока не собрался и не написал своё описание, хочу лишь добавить, что ни в одном из постов не упомянута главная, на мой взгляд, ошибка: какими бы "лосями" люди, готовые помочь ни были, НЕОБХОДИМО, следовать указанием спасателей. Ваши сборы длились минут 30, как мне показалось. За это время можно было успеть привести спасателя со станции, благо до туда 10 минут быстрым шагом. И вас было бы больше, и связь была бы раньше. Спасатели были бы вызваны не в 5:30, а в 23:30, когда вы до туда дошли.

а подробнее напишу в ближайшее время..

Дима Зарубин
(Reply) (Thread)
From: dt2006
2008-09-08 03:34 pm (UTC)
Не соглашусь с Тобой.

1. Ситуация никак не превышала опыта Леши и Саши. Если бы Саша априори считал, что нужно обращаться к спасателям, он бы сразу пошел туда. Раз нет, значит сомнения были. И стало ясно, что спустить своими силами не удастся только по приходу на место.

2. IMHO, спасателей приемлемо вызывать, только, если мы признаем, что сами не можем справиться с проблемой.

3. Про горы говорить не буду, не так много ходил, но на воде мой (Лешин, Сашин) опыт, навыки и физподготовка превышают те же свойства среднестатистического спасателя. Польза от спасателей могла бы быть в специальном снаряжении (оно было нужно), спокойствии и аптечке (не знаю, хватало ли у Вас второго и третьего).

4. С другой стороны, стрельнуть у спасателей снаряги было бы неплохо. Основная веревка (лучше две), 2-3 обвязки, лямки от рюкзака и десяток карабинов (ну еще 2 восьмерки для полноты картины) как минимум существенно помогли бы спуску пострадавшей. Но, скорее всего, стрельнуть снарягу у спасателей без них самих невозможно.

5. А есть ли разница между 23.30 и 5.30? Ночью все равно ничего делать ни стали бы. Или имелось в виду 21.30?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: katyat
2008-09-09 08:54 am (UTC)
Я сама лет 25 назад сьехала по снежнику на Памиро-Алае. Без травм, но спасло чудо - в камни вьехала. С тех пор мое личное правило - без ледоруба ни ногой. Хотя это несовременно, сейчас одевают кошки или снегоступы и ходят с палками. Как вы считаете, ледоруб бы спас?
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2008-09-09 10:57 am (UTC)
Ледорубом можно легко зарубиться как раз на таком снежном склоне.
agnus
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vokati
2008-09-11 10:55 pm (UTC)
Лёша,

ты красиво все описываешь, и еще красивее просишь у всех прощения,
но, похоже, не понимаешь главного - ты некрасиво поступил
со своей собственной группой. Твой поступок, извини,
фантастически безответственен.

Это главное. Ниже - подробности.



Я не знаю деталей -
возможно, Саша без твоей помощи не обошелся бы никак,
равно как и без помощи прочих "лосей", но в таком случае
_твоя_ группа должна была бы оставаться на месте
и ждать _твоего_ возвращения до упора.
То, что твоя группа в значительно ослабленном составе
и без ЖПСа (как ты сам говоришь - "без комментариев")
пошла, по ошибке, на Восточный Петрелиус и прошла его без ЧП -
это чистая удача. "5" - за удачу, "1" - за руководство.

Я понимаю - приятно поиграть в крутого парня,
без которого никак: "Я молча надел и зашнуровал ботинки."
Там, наверху, - адреналин, ради которого, в частности,
мы и ходим в походы. Но здесь, блин, внизу - твоя группа,
за которую ты, лично ты отвечаешь! Твоя первоочередная задача -
не допустить ЧП в своей собственной группе. Да, в сидении на месте
нет ровным счетом никакого геройства. Да, из-за этой задержки,
вероятно, придется сократить маршрут, отказаться от посещения
каких-то интересных и/или технически сложных мест.
Но ты - руководитель. Твоя цель - не эффектно пробалансировать
на лезвии бритвы, а надежно и безаварийно провести свою группу.
Это, действительно, "скучно". Просто потому, что нельзя рисковать.

Извини, я скажу сейчас резко - может быть, хоть так дойдет.
Саша прибежал с гор со сложенными накрест руками,
и ты это воспринял как вызов. Ты почувствовал себя
востребованным, практически без пяти минут героем.
Молча надел и зашнуровал ботинки. Чак Норрис.
Все твои школьники молча обступили тебя полукольцом.
Уже почти навернулась скупая мужская слеза,
но, вспомнив о Чаке Норрисе, завернулась обратно.
Ты подбадривающе подмигнул.

Но Чак Норрис не водит группы из 38 школьников.
А если вдруг и поведет, то, уверен, не бросит.
Ты не герой, ты - эгоист.
Ты думал о своем личном адреналине
и о полукольце школьников, обступавшем лично тебя.
А вовсе не о том, что это ты должен обступать полукольцом
своих школьников и ограждать их от любого намека
на возможное ЧП.


Мне очень нравится то, что написал Саша.
Уверен, он сделал серьезные выводы.

Мне бы хотелось, чтобы ты, Леша, сделал их тоже.
Бить кулаками в грудь для этого не обязательно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2008-09-17 04:19 am (UTC)
Не во всём согласен, но всё равно за пост спасибо. Подумаю.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)