?

Log in

No account? Create an account
ОДНИ СНЕГА СМЕНИТЬ ДРУГИЕ СПЕШАТ, ДАВ ЛЕТУ ПОЛЧАСА - ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО [entries|archive|friends|userinfo]
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО

[ website | Савватеев ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

ОДНИ СНЕГА СМЕНИТЬ ДРУГИЕ СПЕШАТ, ДАВ ЛЕТУ ПОЛЧАСА [Aug. 7th, 2017|11:49 pm]
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО
Друзья мои !!!

Наконец-то выполняю данное давным-давно обещание - и выкладываю
тут на всеобщее прочтение мои заметки по Северному путешествию.

Спасибо Большим Котам, что дали такую возможность !!

Кстати, ещё я на отдыхе записал очень подробно формулировку
и доказательство теоремы Майерсона об эквивалентности дохода
аукциониста при различных форматах. Строго математически, со
всеми требованиями и т.п. Хочу пропостить, но это .pdf

Как и где выложить его в интернете, чтобы тут дать ссылку?

Между прочим, это в рамках книги: Филатов, Савватеев "Сюжеты
теории игр", которая когда-то выйдет в издательстве МИФ !!!!!

А теперь - поехали:

Заметки из путешествия по маршруту: Москва - Петрозаводск -
Беломорск - Соловки - Беломорск - Кандалакша - Колвица -
Чёрный Падун - Домашние Тундры - Кандалакша - Мурманск -
Москва, 8-14 июня 2017 года.

ПРОЛОГ

Более года назад Дима Шварц позвал меня на Кольский - пройти
несколько рек, которые протекают по северу полуострова и
впадают в Баренцево море.

Териберка, Климовка, Мучка - вокруг этих рек планировалось
покрутиться.

Я никак не мог и очень жалел об этом, но в том году у
ребят тоже не сложилось.

В результате в этом году стали планировать путешествие очень
задолго, чтобы на этот раз уж точно пойти - и мы с Мариной
планировали присоединиться. Даже билеты взяли чуть не за
полгода, пока они были дешёвые (я имею в виду билеты на
самолёт Мурманск - Москва; движение на север в этот период
свободное, не нужно ничего брать заранее. А вот с севера
на юг уже полный аншлаг!).

Сроки близились, и весь май я заглядывал в прогноз
погоды в тех краях.

Дело в том, что я не переношу холода. Плавать при +5
для меня - на грани смерти, а если температура становится
отрицательной.... меня сковывает холод изнутри, а руки
полностью атрофируются и имеют бескровный абсолютно
белый цвет.

И вот, блин, засада - весь май в тех краях (Мурманская
область) - натуральная зима! То чуток выше нуля, то -2,-4.
Снег, снег, мокрый снег, снова сухой. Как так?

В общем, мы придумали за полторы недельки до выезда
тренировочный поход по моей любимой Ууксунйоки. Марина
свыклась с катамараном, было относительно тепло (не так,
как я хотел, но чаще солнечно, нежели облачно, и без дождя днём).

Когда мы с Мариной (на обратном пути с Ууксунйоки) уже
практически решились идти со Шварцем на Кольский, в поезде
нам встретились попутчики родом как раз из Мурманска. Они
сказали, что у них на озёрах метровый лёд, и полно снега кругом.

Это самый конец мая, 30-е число!! Но, учитывая наблюдаемый
мною прогноз, ничего в этом удивительного не было - если
всё время зима, то чего же ещё можно ожидать?

В общем, за пару дней до похода Димка Шварц решил, что
ломать толстенный лёд катамаранами с риском под него
провалиться мы не планировали :-)))))))))).....

ПЕТРОЗАВОДСК, 9 ИЮНЯ

......и почти все сдали билеты. Не сдали только мы с
Мариной (обратный у нас был самолётный, несдаваемый)
и Боря Демешев. Боря там всю неделю с хвостиком
копался по уши в снегу на острове Рыбачий, а мы,
сдав билет туда (надо сказать, что мы предусмотрительно
взяли туда билет на поезд!), взяли билеты до Петрушки.

И вот 9 июня, Петрозаводск. В этом городе тоже живёт
Савватеев, 80-летний Юрий Савватеев, крупнейший исследователь
карельских петроглифов. Про петроглифы я ещё скажу потом, в
конце заметок. Пока что идём гулять, удивляемся всему подряд:

1. Светофор. Никогда нигде я не видел таких светофоров!
10 секунд он горит как надо, а потом ещё 10 секунд - в
режиме "с", типа "скоростной режим перехода улицы".

2. ПетГУ, КарНЦ (за точность аббревиатур не ручаюсь) -
сиречь, местный Университет и Научный Центр разбросаны
зданиями в (3-5)-минутной доступности от ЖД-вокзала.
Можно приехать на вокзал и, не приходя в себя, выступить
(после чего пойти дальше вниз по улице, соединяющей вокзал
с Онежским Озером, и пройтись по набережной).

3. Речка. Прямо по городу течёт суперкрутопадающая речушка,
которая в эти дни была совершенно половодной и прямо манила
нас, чтобы с ветерком сплавиться !

4. Собственно набережная не лишена интереса, а ещё - то ли
день города был, то ли в честь скорого 12 июня - весь день
скидывали парашютистов !!!! Они выписывали в небе всякие
кренделя, и опускались в одном и том же месте, прямо
как по заказу.

5. Дом-музей Калевала. Наконец-то я узнал этимологию
станции Лоухи - это ведьма, королева "тёмного мира"
Похьела (название! название!!), и у неё есть дочка
красавица, к которой ходил свататься главный герой
этого языческого суперэпоса Вайнемёйнен.

В музее реально веет атмосферой сказок, былин, колдунов
и прочего дохристианского бытия. Сотрудники музея - фанатично
преданные Калевале тётушки, всё показывают, включают разные
"звуки волшебного леса" и т.д. Непременно рекомендую посетить!

6. Парк-сквер в центре города. Можно валяться на траве и
загорать. Напоминает недавно посещённое Гродно. Вообще,
Петрозаводск какой-то сильно европейский :-)).

7. Есть недорогая столовая, с юга от заводи той речки,
о которой я написал выше - перед самым впадением в Онежское
Озеро она перегорожена плотиной под дорогой, образуя заводь-
озерцо 500 метров в длину (и офигенный наклонный слив дальше!).

Так вот, выше этого озера расположена столовая какого-то
общежития. В столовой только что установили какую-то умную
кассу (Задолбали модернизацией !!!), и никто из тётушек не
мог понять, как пробить нам еду (все остальные какими-то
чеками там расплачивались). Было реально весело, "как
всегда у нас всё и делается" :-))))).

8. Морвокзал. Кижи. Мы не попали в Кижи !!! Это из-за того,
что из Москвы заказать билеты довольно сложно - в интернете
всюду висят неверные телефоны! А на месте уже никаких билетов
нет! Вот - настоящий телефон кассы, ловите его: 8-911-400-4060.

БЕЛОМОРСК И СОЛОВКИ, 10-11 ИЮНЯ

За полчаса до прихода поезда в Беломорск я уже не спал
(проводница разбудила, да и сам почему-то в 2 ночи с
хвостиком проснулся - видать, белые ночи будоражат!).

Глядел отрешённо в окно. И вдруг.... прямо около поезда,
метрах в 10-ти, разглядел рывшегося в скошенной вдоль насыпи
траве бурого медведя! Походу, в этих краях им похер на поезда
и железные дороги, не боятся мишки наши северные ничего!

Приехали в 3 часа ночи, как раз солнце вставало. Поставили
прямо напротив станции палатку в маленьком перелеске, доспали
2-3 часа, после чего вызвали такси и поехали в морской порт,
который, кажется, там называется "Рыбный порт". Беломорск
оставил гнетущее впечатление - в отличие от цветущего
Петрозаводска и вполне оживлённой Кандалакши, о которой
речь пойдёт ниже.

На Соловки нас вёз корабль "Сапфир". Отправление задержали
на час из-за питерской группы, которая опаздывала со своим
огромным автобусом. Сразу вспомнился любимый город-музей,
в котором не спят по ночам, сдают квартиры и живут на ренту,
в ресторанах больше половины посетителей - иностранцы, и
прочая специфика. Ностальгия по Спб :-))!

В плавании была очень хорошая погода, тепло и солнечно, да и
без ветра. То слева, то справа по борту мелькали пузатые белые
киты ("В Белом Море спят киты" - я всегда до этого полагал, что
в песне "гипербола"; но они там действительно есть !!!!). Через
3 часа уже показался главный соловецкий остров, который
медленно и красиво приближался.

Наконец мы зашли в гавань (то ли Таманскую, то ли как-то
похоже - очень по-Крымски :-)), пришвартовались и вышли.
Все, кроме нас, были в каких-то организованных группах.
Про нас сразу забыли. Наверное, там нельзя вставать
дикарями в палатке, но делает это так мало народу, что егерям
дороже выискивать этих упрямцев по лесам. Пообедав по дороге
к скиту, что за аэропортом (да! да! оттуда летают самолёты
в Архангельск!), мы забурились в лес и поставили палатку
возле уютного ручейка, бегущего по прорытой монахами канаве.

На прогулку по острову я не взял с собой ничего тёплого,
и очень пожалел. Жара быстро сменилась сильнейшим ветром,
резко падающей температурой и предчувствием ливня, который
и накрыл остров ночью. После этого температура вплоть до
возвращения 14-го июня в Москву самолётом из Мурманска
почти ни разу не поднялась выше +5 градусов!

Соловки завораживают (даже в такие холода). Кое-где в лесу
явно только что сошёл снег (пятна прошлогодней выжженной
на солнце травы очень характерной формы).

Вообще, природа апрельская, ну или здесь, в этих краях -
майская. Утром и днём мы прогулялись до Секирной горы.
"Человек рождён для счастья, как птица для полёта",
написал Максим Горький, а потом приехал на Соловки и
там увидел лагеря. "Отменное содержание заключённых",
написал он со слезами на глазах, и свалил из СССР (так?).

ПОЛИТИЧЕСКОЕ (ИЛИ ЛИРИЧЕСКОЕ?) ОТСТУПЛЕНИЕ
Вообще, интересно, насколько выборочна человеческая и
историческая память. Люди, собирающие сегодня всякие
митинги, протестующие против всяких мерзостей и/или
глупостей сегодняшнего дня, совершенно забывают о том,
что ровно тем же занимались Ленин сотоварищи. Люди,
митингуя против того и сего, не желают вспомнить, что
всё это закончилось 100 лет назад именно СЛОНом,
МагЛагом и другими жуткими местами. Впрочем, об этом
отдельно надобно написать, тем более, что до выборов
рукой подать. Мир и относительное благополучие -
настолько непрочные вещи.... ими дорожить надо!
КОНЕЦ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОТСТУПЛЕНИЯ

В печальном душевном расположении от посещения мест
страшного прошлого мы двинули назад. Несмотря на дикий
холод, выкупались в одном из живописных озёр (почему-то
в нём, да и в других озёрах Соловков, тёплая вода!!
Феномен непонятен), пообедали, вернулись к палатке,
собрали вещи и ушли в обратный рейс Сапфира.

КАНДАЛАКША, КОЛВИЦА, ДОМАШНИЕ ТУНДРЫ (12 ИЮНЯ)

На станции Беломорск мы быстренько поменяли билетик, и
поехали сразу в Кандалакшу (я боялся, что мы не успеем на
пересадку, и взял на 3 ночи; уехали же Арктикой, были
в Кандалакше около 7 утра. Сдав большой рюкзак в камеру
хранения, сели в автобус и поехали к Колвицкому водопаду
"Чёрному падуну", 6 метров, очень впечатляет!!!

Вокруг него пороги, очень мощный фон и куча рафтеров разных
мастей. Позавтракали, прошлись вдоль речки, нашли Чёрный Падун.
Около него тусил по пояс голый чувак и две его подруги. (Было
холодно, но он был весьма под шофе :-))). Оказался местным
ментом родом из деревни Моша на Ковдозере - ба, да мы там
были много раз, когда в детстве туда ходили на байдарках !!!!
Карело-финн, как сам себя окрестил, гордился тем, что никогда
не брал взятки, что дал по роже кому-то на Кавказе за то, что
тот сказал "Вы, русские, какие-то не такие!". И что потом
старожилы, аксакалы, его от избиения отмазали - "Правильно
сделал! Народ свой защищать надо!" Вот такие у нас есть
замечательные карело-финнские патриоты ! (Всё в согласии
с моей теорией ! :-))

Он же рассказал нам о старейших посёлках - Умба и Варзуга,
куда надо приехать и посмотреть деревянные церкви и другие
достопримечательности. Интересный чел!

Потом мы пошли в горы, руководствуясь советами одного
крепкого деревенского мужика-дачника. Удивительно, но в
Колвице реально живут такие люди! Они ходят в свои горы!!!!
Они их знают!!! Всё сбылось именно так, как мужик нам описывал.

Примерно через часика два мы стояли на одной из вершин Домашних
Тундр (470), и, пообедав, начали траверс в сторону двух других.
Было мокро и очень много снега, буреломов, завалов, медвежьего
гавнеца и живых змей. Короче, идти было тяжело.

Траверс занял много времени и отнял много сил. До кучи оказалось,
что перевал там весьма скалистый, и мы буквально спускались вниз,
держась за деревья ! Но всё же преодолели его, и забрались на
третью, самую высокую вершину Домашних Тундр.

Решили, что эти горы названы "Домашними" из издевательских
соображений :-)))).

Но вообще-то, круто. Никого народу (эти горы "в тени Хибин"
- Хибины выше, там много троп и туда "все ходют", пойти в
поход в Колвицкие Тундры просто никому не приходит в голову)!
В интернете с гулькин хер отчётов, и лишь один - летний.

Дров масса, дикости - тоже. Очень рекомендую !!!! (Хибины
с них видны вдалеке, километрах в 50-70 по прямой.) Думаю,
когда в Хибинах сожгут последние дрова, народ ломанётся
в Колвицкие Тундры, и там всё тоже протопчут. Но дров ещё
там лет на 30 точно хватит :-)))). А замутить там можно
хоть недельный походик! Ещё вспоминается - по склонам
куча ягод прошлогодней брусники, очень вкусной !!

Кстати, едва самую капельку потеплело, как появились комары.
Кажется, что тут между зимой (снегом с отрицательными
температурами) и летом (временем, когда существуют комары)
проходит буквально несколько дней. Мы в них и попали!!

Спустились поздно, все автобусы уже прошли. Вызвали такси,
заехали за рюкзаком и поехали в хостел "Гринвич" - совершенно
замечательное место, да ещё мы были вдвоём в 7-местном номере,
за копейки !!!!! Типа 600 рублей с человека за ночь.

Душ, горячая вода, стены очень оригинально исполнены - всё
с любовью сделано! Насколько всё в России разное - вот только
что был депрессовый Беломорск, и тут на тебе - 300 километров
на север - замечательная, цветущая Кандалакша и окрестности!

Почему так? Нет ответа на эти социальные загадки....

Вишенка на торте: в Кандалакше.... электронная очередь в
ЖД-кассах !!!! (Или не в Кандалакше? Я уже забыл, где именно,
но где-то в этом путешествии.)

ПОЕЗД. УМБОЗЕРО. ХИБИНЫ ИЗ ОКНА. МУРМАНСК. ВЕЧНАЯ ЗИМА (13 ИЮНЯ)

Утром рано сели в тот же поезд, который покинули ровно сутки
назад (ну, не в тот же самый в буквальном смысле...). Завтракали,
смотрели из окна и поражались.

Везде вокруг признаки незакончившейся зимы ! По сторонам -
дотаивающие сугробы, Умбозеро покрыто льдом в основной части
своей акватории (по заливам уже нет льда, или он весь вжат в
берег и торчит огромными трёхметровыми торосами).

Потом мурманский таксист нам сказал, что 10 июня они ещё
ездили на снегоходах на подлёдную рыбалку - блять (пардон)!!!!
10 июня !!!!!!!!!! И что, отвозя пару дней назад свою семью
(12 июня) в аэропорт, он по дороге туда попал в нехилую метель,
всё замело свежим снегом. Вот такое, как сказала Машенька в том
анекдоте, у нас "хуёвое лето" :-)))))! Но это уже Мурманск,
а мы пока что едем на север. (Потом уже дома я прочёл, что
21 июня в Мурманске снова выпал снег!)

Хибины. Все в снегу !!!! Прямо как в марте. Понимаете, реально
было на эти самые праздники просто сходить в зимний поход на
лыжах в Хибины !!!! Правда, станция МЧС давала последнюю,
крайнюю, 5-ю степень лавинной опасности. Это стремак.

В Мурманске мы снова сдали рюкзак в камеру хранения, и пошли
гулять. Друзья, напротив камеры хранения нас встретил...
сугробик снега, ещё не успевший дотаять с зимы. Мне казалось,
что мы попали в какое-то ледяное зазеркалье, ну или, может
быть, в объятия снежной королевы. Весь день температура была
около 3-4 градусов, то и дело шёл дождь, дул сильный ветер.
Наморозились так, "что не хочется вслух говорить", как поётся
в одной замечательной песенке Ивасей. Только там февраль!

Из достопримечательных мест, которые мы успели посетить:

1-2. Памятник подводникам, погибшим в мирное время. Это не
только "Курск", это два десятка катастроф и около тысячи
жизней. Памятник впечатляет. Недалеко от него "Спас на водах",
церковь, живописно расположенная на вершине холма. Уютный храм,
внутри - настолько добрая атмосфера, что уходить не хочется.

3. Памятник Алёше-солдату. Тоже очень высоко над морем, и
вокруг видосы.... и все сопки наполовину снегом занесены!
Парк, озеро, сходу всего не вспомнишь. Многие места посетить
не удалось, так что надо сюда вернуться.....

Вечером забрали вещи, и пешочком прогулялись до вполне
приличного хостела "Причал" в 1.5 километрах от ЖД
вокзала. Всю ночь в окно сандалило солнце!

Утром поехали в аэропорт, и полетели в Москву.

PS Петроглифы, петроглифы !!! Чуть не забыл ! Один петроглиф
меня до глубины души поразил: несётся охотник _НА ЛЫЖАХ_ (да,
да, именно на лыжах - а иначе и прочесть нельзя, так что
басни всё это, что лыжи 5 веков назад придуманы !!!), с
копьём наперевес, и между ног у него... полуметровый...
тоже к бою готовый !!!!

Ладно, всё, завершаю.

По памяти, июль-август 2017 года
linkReply

Comments:
[User Picture]From: osetrov_les
2017-08-07 10:15 pm (UTC)
Только на Умбозере акватория, а не экватория
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2017-08-08 02:32 pm (UTC)

Спасибо, исправил !

Это точно :-))) ! Экватором там не пахло :-))))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: Marina Silaeva
2017-08-08 03:36 pm (UTC)
А фотографии?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2018-07-18 03:35 pm (UTC)
Эх, уже не помню, фоткали ли !
Если фоткали, то Марина, не я :-))
(Разгребаю ЖЖ :-))))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: edd_l
2017-08-09 02:33 pm (UTC)
> "Отменное содержание заключённых", написал он со слезами на глазах, и свалил из СССР (так?).

Там ещё яркий эпизод с перевёрнутой газетой и много чего (подробности см. вот здесь, например, http://www.solovki.ca/writers_023/maxim_gorky_solovki.php ).

Только выводы твои из этого меня, как всегда в таких случаях, удивляют:
"Люди, митингуя против того и сего, не желают вспомнить, что всё это закончилось 100 лет назад именно СЛОНом, МагЛагом и другими жуткими местами."
По моему, описанное тобой это как раз очень наглядная иллюстрация прямо противоположного - того, что история АБСОЛЮТНО НИКОМУ не прощает конформизма.

Edited at 2017-08-09 02:37 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2018-07-18 03:40 pm (UTC)
Я лишь хотел ещё раз сказать, что, сколь
бы ни был уродлив тот или иной режим, его
свержение во всех или почти всех случаях
ведёт лишь к ещё большему кошмару. Что
дело не в режиме, а в свергателях. Они
сами себя и перебьют, "революция
съедает своих детей" и т.п. Виновны
же в революции не только те, кто
её исполняли, но и те, кто её
"предвещали", буревестничали
и вообще всячески возмущали умы.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: edd_l
2018-07-18 03:44 pm (UTC)
Ты хочешь сказать, в частности, что лучше бы Советский Союз продолжил своё существование?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: exel1979
2017-08-09 08:52 pm (UTC)

Алексей, расскажите про решение уравнения )

a/(b+c) + b/(a+c) + c/(a+b) = 4
в натуральных числах.
если бы записали ролик на эту тему, думаю, это было бы очень интересно :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: edd_l
2017-08-10 08:07 am (UTC)

Re: Алексей, расскажите про решение уравнения )

Думаю, что ролик получится про решения в целых (есть 2 варианта с суммой модулей a,b и c не превышающей 25, попробуйте найти, кстати). Предложение же записать ролик про решения этого уравнения в натуральных, насколько я понимаю, - провокация, расчитанная на то, что Лёша заметки на медузе не читает :)

Edited at 2017-08-10 08:14 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: exel1979
2017-08-10 08:14 am (UTC)

Re: Алексей, расскажите про решение уравнения )

ни в коем случае не провокация. это очень просто и красиво формулируемая и имеющая очень сложное решение задача, как раз как Алексей любит )
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: gaz_v_pol
2017-08-16 06:54 pm (UTC)
А если начинать со второго целочисленного решения, и тоже проводить касательные, не находится ли натурального решения с менее большими числами?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: savvateev
2018-07-20 10:40 am (UTC)

Re: Алексей, расскажите про решение уравнения )

Медуза гавно, а эллиптические кривые - нет !!!!!
Как-нибудь разберусь, и запишу !!!!!!!!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: savvateev
2018-07-20 10:38 am (UTC)

Re: Алексей, расскажите про решение уравнения )

Обязательно запишу !!!!!

Надо только понять, действительно ли это
самое маленькое решение. Почти очевидно,
что это эллиптическая кривая, то есть можно
искать её группу и разбираться детально.

Не буду обещать, когда, но когда-то
непременно разберусь и запишу !!!!!!!
(Reply) (Parent) (Thread)
From: evgenevg1
2017-08-22 04:23 am (UTC)
"Люди, собирающие сегодня всякие
митинги, протестующие против всяких мерзостей и/или
глупостей сегодняшнего дня, совершенно забывают о том,
что ровно тем же занимались Ленин сотоварищи. Люди,
митингуя против того и сего, не желают вспомнить, что
всё это закончилось" Cтранное,линейное,представление о устойчивости реальных систем...Подобное представление не различает причин и следствий,предполагая все(вообще) причиной
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2018-07-18 03:44 pm (UTC)
ну почему же, просто надо вспомнить о
юридическом праве "клятого царизма",
а на деле - последней человеческой
организации нашего мира. Есть вина,
есть помыслы. Нет ни "врагов рабочего
класса", ни "ватников", ни "либерастов" -
надо зреть в корень. Виновен ли человек,
несёт ли ответственность, о чём помышлял.

Что нам в России, что в соседних странах
нам до этого ещё расти и расти. Но мы
дорастём, и снова будет добротный,
большой, общий дом.
(Reply) (Parent) (Thread)