?

Log in

No account? Create an account
СУЗДАЛЬ: БЕСПОРЯДОЧНЫЕ МЫСЛИ - ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО [entries|archive|friends|userinfo]
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО

[ website | Савватеев ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

СУЗДАЛЬ: БЕСПОРЯДОЧНЫЕ МЫСЛИ [Jul. 17th, 2010|10:02 pm]
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО
После посещения Валаама, о котором речь отдельную готовлю,
а также короткого походика по Хибинам (тоже описать когда-нибудь
надеюсь), мы попали в Суздаль, на летнюю школу по экономической
географии. Суздаль, годом основания 990, жемчужина Золотого
Кольца, и сегодня мы ходили в Ефимьевский монастырь, более не
действующий, музейный. Собор, названием Спасо-Преображенский,
тоже работает в режиме музея. Я спрашиваю смотрительницу: когда
он станет действующим? Она в ответ: а зачем?



Тут же я вспомнил множество историй, когда музейщики спорят с
Епархией, не хотят возвращать ей церкви, монастыри. Хотят держать
их в качестве музеев. Обвиняют монахов в "атаках на культуру".

Я просто не могу промолчать. Ощущения от посещения заброшенного
монастыря, ныне "музея", и особенно собора, и в особенности после
живого, дышащего многовековой историей подвижничества Валаама,
просто непередаваемые - уныло, досадно, пусто всё. Культура без веры,
без живого Духа Святого, мертва как разлагающийся труп. Музейщики,
отнимающие у духовенства здания церквей и монастыри, напоминают
мне учёных-анатомов, которые умертвляют человека с "научной" целью
постижения устройства тех или иных органов. Или наоборот, не хотят
воскресить человека, когда это возможно, отговариваясь ценностью
его тела для научных экспериментов. Как-то так, коряво высказался,
но по сути, мне кажется, верно.

Если есть потрясающий шанс всё возродить, чтобы в Соборе снова
шли службы, ходили прихожане, то на "культуру" надо спокойно класть!
Ну, а культуре - знать своё место и помнить, кто и что её породило....

Ещё, бесконечные споры с "протестантами". Коллега по РЭШ считает,
что Бог кого любит, тому и достаток даёт - например, Америке. А все эти
аскетические подвиги, смирение плоти и Церковные Таинства - видимо,
значения для Спасения не имеют? У протестанта Бог только в сердце,
нет никаких Таинств, живи честно, помогай бедным, и ты спасёшься.

Конечно, это ложь и ересь, но при моей убогой пока что практике
ведения богословских споров подкопаться тяжело. А надо - речь идёт
о спасении души человека, твоего Брата (точнее, Сестры :-)) во Христе.
Попробую коллеге дать почитать что-нибудь, может быть прозреет.

(Правда, коллега вперёд меня спасётся - у неё совсем отсутствует
большой мой грех - гордыня, с которым я всё борюсь и борюсь...)

.....Православие - это река, неистовая, глубины неизбывной. Но, пытаясь
прорваться через людской мозг, как бурный горный поток через породы,
натыкается на сопротивление, разбиваясь на протоки. Главное русло,
конечно, по-прежнему бесконечно глубокое, но "рукава" поначалу
внешнему наблюдателю кажутся равноправными ему. Отсюда -
толерантность, "каждый себе пусть выберет русло".

Но Любовь, эта река, мелеет. Любовь оскудеет - так предсказывали
ещё давно святые отцы. И когда она совсем омелеет, от прочих русел
ничего не останется! Но будет поздно - мозгу трудно будет вернуться
в главное русло, оно уже будет за перевалом..... Это то, что ждёт
Западную протестантскую цивилизацию.

А нас, надеюсь, ждёт возвращение, как блудного сына, к вере Отцов.
linkReply

Comments:
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: rus4
2010-07-17 06:58 pm (UTC)
Во-первых, даже у протестантов есть таинства (крещение и причастие).

Во-вторых, их идея опоры только на Писание, но не на Предание, кажется мне очень нелепой. Типа, в апостольские времена Бог еще общался с людьми, а потом перестал?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: maximul
2010-07-17 07:04 pm (UTC)
На меня наоборот их идея об общении с богом напрямую, без прослойки клана священников, равно как и скромный облик подавляющего большинства их церквей, производят очень положительное впечатление.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: derloos
2010-07-17 07:52 pm (UTC)
Рви мозг окружающим, обещай всем геену огненную, обвиняй всех в ереси - будь добрым православным :-)

"Все п....сы, а я д'Артаньян."
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2010-08-01 02:55 pm (UTC)
конечно - если твой друг слепо идёт к пропасти,
необходимо его не только предупредить, но и
попытаться свернуть с гибельного пути. Почему
это вызывает такую странную реакцию отторжения?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: gaz_v_pol
2010-07-17 09:27 pm (UTC)
Мне вообще сама идея монастырей кажется ужасной. Особенно женских. Что за странная идея -- молодая девушка, у которой случилось какое-то горе, уходит в монастырь. Ей надо семью заводить и детей воспитывать, а она одевается в чёрную одежду и на всю жизнь в монастырь. Более того, если кто-то из монастыря захочет уйти и всё-таки стать женой, мамой -- вместо того, чтобы уважать и пожелать удачи, такую девушку считают отступницей, её стыдят. Какая мерзость... Если и есть там где-то добрый Бог на небесах -- уверен, что ему не нужны такие абсурдные жертвы, как монастыри...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hildyulia
2010-07-17 10:12 pm (UTC)
идея монастырей мне, например, ужасной не кажется. другое дело, что принимать монашество нужно по доброй воле, из любви к Богу, а не от того, что случилось какое-то горе в мирской жизни. думаю, что монастырь иногда может помочь найти свой путь человеку после какого-то сложного периода в жизни. в монахини постригаться не обязательно, можно послушницей или просто работницей при монастыре пожить, как я понимаю.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hildyulia
2010-07-17 10:10 pm (UTC)
Леша, я знаю многих из этих "музейщиков" - глубоко православные люди, которые ежедневно на протяжении многих лет совершают за смешную зарплату подвиг - сохраняют для нас непередаваемо прекрасные проявления Святого Духа в иконах, рукописях, фресках. Без их работы многое было бы для нас потеряно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2010-08-01 03:00 pm (UTC)
Я согласен, пожалуй. Я перегнул палку.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: enisea
2010-07-18 08:49 am (UTC)
Я здесь тоже с одним протестантом - профессором из Германии общалась, в горы ходили вместе. Спрашивала как у них, рассказывала как у нас (разговор начался с того, что зашли в католический храм :) ). Кажется, наиболее существенное что рассказывала - про исповедь, остальное почти то же самое и у них (с точки зрения пути простого верующего).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2010-08-01 03:02 pm (UTC)
ну да, я об этом написал сейчас - "грань по сердцу".

Но вот когда человеку становится ИНТЕРЕСНО, как
устроено бытиё, то разных путей уже не останется -
либо ты откроешь путь истинный, либо будешь
вынужден наврать самому себе.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: spartach
2010-07-18 09:59 pm (UTC)
Вот бы ещё в тех монастырях, которые таки были переданы обратно РПЦ, не сдавали помещения палат под коммерческие офисы... Ссылок у меня нет, к сожалению.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nabekren
2010-07-19 12:11 pm (UTC)
+1
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ignis_fatuus
2010-07-19 10:48 am (UTC)
А как интересно вера в любовь Бога к богатеньким сочетается с "трудно богатому войти в Царствие Божье"?
Про богословские диспуты, можешь глянуть книгу Кураева "Протестантам о Православии", и у профессора Осипова есть лекции на эту тему тоже.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2010-08-01 03:06 pm (UTC)
Что за вера в любовь Бога к "богатеньким"? Это вы о чём?
Кураева обязательно найду и почитаю !
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: tatiana_mikhail
2010-07-19 12:35 pm (UTC)
Коллега тебе говорила, что есть мнение, что (далее по тексту) "Бог кого любит, тому и достаток даёт". Коллега имела в виду иудаизм в этом случае, и сама так вообще-то не думает :)) Но это детали, ага. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tatiana_mikhail
2010-07-19 12:40 pm (UTC)
П.С. Как сказал еще один наш коллега сегодня, жечь свечи под фресками Андрея Рублёва надо бы как-то прекратить. Я с ним согласна. Ты, конечно, скажешь, что будет чудо, и копоть с воском вперемешку им не повредит... но что-то я беспокоюсь...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: musatych
2010-07-19 06:38 pm (UTC)
В принципе, я с тобой согласен, что церковные здания следует вернуть церкви. Меня тоже коробит, скажем, храм с надписью "Институт Арктики и Антарктики" на фасаде. Но есть два мешающих фактора, без учёта которых такое требование в лучшем случае благоглупость, а в худшем лицемерие.

Первое: для музея или института, занимающего бывший храм, нужно предоставить другое здание, более приспособленное для его нужд, нежели нынешнее. Иначе получается как с центром Грабаря: из храма Воскресения и Марфо-Мариинской обители его выселили, поселили в сарай ЦАГИ, который в итоге сгорел вместе со старинными иконами, картинами и прочими ценностями. (Да ещё и двое пожарных погибли в огне!)

Второе: нужно, чтобы церковь охраняла материальные ценности так же, как и музей, а не заменяла, к примеру, деревянную кровлю на железную, не ставила пластиковые окна и т.п. В той же Марфо-Мариинской обители случилось именно так.

Так что с твоими эмоциями я солидарен, но как руководство к действию их воспринимать не стоит.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2010-08-01 03:08 pm (UTC)
Наверное, ты прав. Я слишком резко высказался тут!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rombiknapuze
2010-07-19 10:13 pm (UTC)
Лёха,
слегка не в тему, но почитай несколько верхних записей Саши Шеня (http://a-shen.livejournal.com/ -- 10, 14, 19 июля, с комментами). Там один персонаж спорит сразу против всех, выступает от лица всех православных, и при этом несёт (на мой атеистический взгляд) чушь несусветную. А поскольку он там лишь один такой, я не могу определиться, в чём источник дури -- в нём самом или в его религиозных взглядах.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2010-08-01 03:10 pm (UTC)
Щас гляну, а ты пока почитай мой сегодняшний пост.
Может, я тоже с твоей точки зрения там пронёс чушь :-)))) ?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hroniki_paisano
2010-07-20 08:13 pm (UTC)
музейные ценности религиозного характера это очень трудный вопрос, и обе стороны флейма, имхо, занимают слишком крайние позиции.

с одной стороны, для верующего иконы и храмы все же скорее инструмент, а для работников музея самостоятельная ценность. ставит ли Церковь целью сохранить свои почитаемые иконы на веки вечные? нет, Церковь ставит целью их использование по назначению (т.е. для молитвы), а если через сто лет использования икона придет в полную негодность - доску сожжем, напишем новую. молимся же не доске и не конкретному изображению, молимся тому, что изображено.

с другой стороны, светские искусствоведы не понимают другого измерения иконы, что она полезна не только как предмет старины или произведение искусства.

думаю, тут некий компромисс нужен. вероятно, в некоторых исключительных случаях та же Троица должна появиться в храме, а в Василии Блаженном должна быть отслужена служба. но именно в исключительных. и следует работать над созданием некоторого доверия, чтобы об исключительности случая решала Церковь, но и другая сторона готова была это решение воспринять и Церкви доверить.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: brem
2010-07-21 07:01 pm (UTC)
следует работать над созданием некоторого доверия

Твоими бы устами да мед пить. Есть рецепт по созданию?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: savvateev
2010-08-01 03:10 pm (UTC)
Обалденный, но монастырь тот, особенно Храм, неживой.
Впрочем, скоро он заживёт - Президент уже подписал указ :-)))!
(Об этом мне шепнул экскурсовод)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lenik_r
2010-08-10 11:32 am (UTC)
Был год назад на Кий-острове (это в Белом море рядом с устьем Онеги), там в корпусах монастыря последние уже 80 лет дом отдыха, храм в ужасном состоянии, пустует и осыпается. Если что, монастырь совершенно уникален: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Однако, экскурсоводы говорят, что церкви все это великолепие сейчас и даром не нужно -- за нерентабельностью. Суздаль-то -- проходной двор, а туда, в Онегу, редко кого занесет.

Нерентабельно, б-ть. Временщики, одно слово. Какая власть, такая и церковь. тьфу.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2010-08-15 11:41 am (UTC)
Ты занимаешься клеветой. "Экскурсоводы говорят" -
мало ли кто чего говорит. Я верю, что до всего дойдут
руки, ибо я знаю много, много предельно честных,
светлых батюшек и подвижников. А за клевету,
Лёня, отвечают по всей строгости - не мне тебе
объяснять, ты ведь тоже верующий человек.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: savvateev
2010-08-26 06:43 am (UTC)
Ничего особенного:-))). Просто мысли озвучил.
(Reply) (Parent) (Thread)