?

Log in

No account? Create an account
МИХАИЛ РЕМИЗОВ "ПЯТЬ ПРИЧИН БЫТЬ РУССКИМИ" - ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО [entries|archive|friends|userinfo]
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО

[ website | Савватеев ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

МИХАИЛ РЕМИЗОВ "ПЯТЬ ПРИЧИН БЫТЬ РУССКИМИ" [Sep. 14th, 2011|10:14 am]
ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО
http://expert.ru/expert/2011/36/pyat-prichin-byit-russkimi/

- рекомендую (мне в комментариях на неё указали).

Не могу сказать, что согласен со всеми идеями, в особенности
резануло в его пятом пункте (о как звучит!), но в целом много
достаточно горькой правды и беспощадного анализа. Цитаты:

"Стран много — народ один"

"Но даже если бы рациональные аргументы в пользу замещающей
иммиграции существовали, главной проблемой является сам подход,
в логике которого бюрократия вправе «импортировать» себе другой
народ, если существующий по тем или иным причинам ее не устраивает."

"Если нация создается административным аппаратом и территорией,
а не общей культурой, связью поколений, исторической судьбой, то
эта логика оказывается возможна. Иными словами, «россияне» —
нация, которая, не останавливаясь, разменивает своих на чужих.
И, к сожалению, это заложено в самой ее идее."

"«Расизм — это свинство» — гласит социальная реклама на футбольных
стадионах. Но банановый расизм фанатов блекнет на фоне расизма
пропагандистов «нерусской нации». Нелепый мем о «Пушкине-эфиопе»
или «турке Жуковском» возможен только на почве самых вульгарных
представлений о том, что национальность — это «биология» и что
человек, для которого русский язык и культура являются родными,
может быть русским не на сто процентов, а лишь на ⅞ (как Пушкин)
или на ½ (как Жуковский)."
linkReply

Comments:
[User Picture]From: sitil
2011-09-14 07:05 am (UTC)
<<даже если бы рациональные аргументы в пользу замещающей
иммиграции существовали>>

Могу посоветовать автору ознакомиться с соответствующей главой "Мифов экономики" Сергея Гуриева. Думаю, не стоит сомневаться в том, что приводимые им аргументы рациональны.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2011-09-15 03:15 am (UTC)
Я, конечно же, читал Сергея Маратовича. Вас, думаю,
не удивит, что я с ним во многих пунктах в корне не
согласен. В "рациональности" аргументов на такую
трудную тему сомневаться стОит всегда.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ches_ru
2011-09-14 12:28 pm (UTC)
Вся статья, как и упомянутая выше в коменте книга Гуриева, построена на реалиях индустриальной эпохи. Гражданское общество, противопоставление его бюрократии, нация и культурная идентичность, как условие ее существования, - все без исключения продукт доминирования товарно-денежных отношений.
Парадоксально, когда вспоминают о динамике общественного развития вообще, то, как само разумеющееся, говорят о приходе постиндустриальной эпохи, общества знаний, но как только начинают обсуждать реальное будущее, факт, не вызывающий ни у кого возражения, что человечество находится на переломе эпох, по существу игнорируется.
Для того, чтобы понять ущербность данного анализа, достаточно представить себе попытку описания существующего ныне общества в терминологии средневековья с феодом, вассальными и цеховыми отношениями, с противостоянием центральной власти и феодалов, феодалов и городов, с институтами рыцарских орденов и ключевой роли церкви, и т.д.
Автор даже не интересуется, что же может быть в сущем особенного, что составит основу будущего, точнее, неявно предполагается, что нации, бюрократия, государство не претерпят качественных изменений.
Лично мой тезис прост:
Чтобы выжить России предстоит найти новую формулу единства соответствующею новой эпохе, при которой противопоставление бюрократии гражданскому обществу будет нелепой архаикой, как и требование безусловной культурной идентичности, народа, населяющего данное государство.
Я предполагаю следующее: именно в силу того, что институты индустриальной эпохи столь плохо приживаются в нашей стране, у России есть шанс на создание институтов, соответствующих новой эпохе.
Проблема в том, на мой взгляд, что такая работа требует с одной стороны способности аккумулировать достижения всего человечества, с другой стороны сохранить самостоятельность мышления. А это нашей "мыслящей прослойке", независимо от убеждений, дается труднее всего: либо я "патриот" и либералов "читаю" чтобы их клеймить, либо наоборот, я либерал, и писания патриотов моего внимания не заслуживают.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2011-09-15 03:19 am (UTC)
Хорошо сказано. Но такие тексты полезны - хотя бы
чтобы сделать указанные внутренние противоречия
более выпуклыми.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ches_ru
2011-09-15 06:37 am (UTC)
Из чего, по-моему, надо исходить в понимании, что есть нация?
Из существа основы товарно-денежных отношений - сделки купли-продажи.
Каковы основные требования к сделке, чтобы она была взаимовыгодной?
1. Отсутствие информационной асимметрии и информационной недостаточности.
2. Мало-мальский набор механизмов для сохранности и спецификации прав собственности (вменения производителю общественных издержек и общественных выгод).
Какую роль в соответствии этим требованиям играет языковая и культурная идентичность?
Важнейшую, этими средствами, за счет более легкого достижения взаимопонимания, связанного с отсутствием языковых барьеров, достигается бОльшая эффективность сделок купли-продажи и, как следствие рост благосостояния всего общества и значительной части индивидов, составляющих его.
Основная проблема сделки купли-продажи не в сознательном создании асимметрии информации, как это зачастую трактует современная экономическая наука, а в естественном ее происхождении благодаря наличию языковых барьеров.
Я полагаю, что именно языковая однородность, да плюс география и природно-климатические условия, которые затрудняли образование в Европе единого государства, т.е. способствовали появлению отдельной, частной собственности (в смысле, отделенной от других), основные причины, почему именно в Европе произошел переход к индустриальной эпохе и доминированию товарно-денежных отношений.
Конечно немалую роль сыграло культурное наследие античности: Рима и Афин. Но как предпосылки, и Афины, и Рим сами нуждаются в обосновании: с чем связано возникновения политической и научной традиции в Греции и правовой в Риме? А это опять возвращает нас к тем же причинам: языковая однородность и географическая (и природно-климатическая) легкость отделения от "общества".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2011-09-16 12:49 am (UTC)
Принять это мне будет непросто.
Но надо как-нибудь поговорить. А у Вас нет
книги, в которой Вы все свои соображения
собрали бы воедино?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ches_ru
2011-09-16 06:27 am (UTC)
Увы, нет. Есть некоторый опыт, идеи, интуиции, цели (благополучие семьи, фирмы, где работаю и являюсь миноритарием, и государства, где все это существует).
Есть также дефицит опыта и знания.
Чего нет, так это конструктивной языковой среды, заинтересованного диалога, которые как-то компенсировали бы названные дефициты и благодаря которым идеи и интуиции оформились бы в знание, т.е. то, что можно было бы транслировать и реализовывать в действительности.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2011-09-19 11:37 pm (UTC)
Понятно. Всё равно очень интересно. Вы в Москве
живёте? Может быть, когда-то удастся встретиться
и поговорить. Правда, сейчас у меня непростое
время - ну, сами знаете, если за ЖЖ следите :-)))
Но все трудности проходят, надо только подождать.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ches_ru
2011-09-22 05:46 am (UTC)
Да, живу в Москве в районе ВДНХ. С удовольствием встречусь с Вами. Однако по своему опыту о себе скажу, что в письменном виде я свои мысли излагаю лучше, поэтому диалог на форуме или по переписке с этой точки зрения был бы предпочтительней.
При встрече на "моей территории" охотно бы познакомил Вас с нашей фирмой. Офис находится там же на ВДНХ. Цель простая: хотелось бы привлечь внимание экономистов к исследованию условий успешного развития бизнеса на нашем примере, а также проблем быстрорастущих компаний в России.
Мне кажется, есть возможность поднять ряд немаловажных тем, как в теории экономических организаций, так и более общих: теории контрактов, теории человеческого капитала. Так, что встречусь охотно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: savvateev
2011-10-02 12:34 pm (UTC)
А что, как-нибудь заеду ! Я бываю в этом районе :-)) !
Телефончик на электронную почту кинете?
(Reply) (Parent) (Thread)